Министерством юстиции Беларуси проведен анализ обращений граждан и юридических лиц, касающихся сферы оказания риэлтерских услуг.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. риэлтерские услуги оказывали 152 организации, из них специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги имели 146 коммерческих организаций.
Из поступивших в 2019 г. ста письменных и электронных обращений:
21 обращение касалось понуждения потенциальных покупателей к заключению договора на оказание риэлтерских услуг и оплате их стоимости.
Суть обращений: продавец заключает с риэлтерской организацией договор на оказание услуг по содействию в продаже объекта недвижимости. В рамках этого договора организация обязуется найти покупателя на объект, для чего размещает рекламу о его продаже, обязуется организовать осмотры объекта потенциальными покупателями, переговоры между продавцом и покупателем об условиях предстоящей сделки, оказать помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки и т.д. Весь комплекс этих услуг оплачивает продавец. Однако когда покупатели отзываются на рекламу, то работники риэлтерской организации сообщают, что приобретение рекламируемого объекта возможно только в случае заключения покупателем договора с этой же организацией и оплаты ее услуг. В противном случае сделка умышленно срывается. Указанные действия являются неправомерными и направлены на взимание двойной оплаты за оказание риэлтерских услуг: и с продавца объекта недвижимости, и с покупателя этого же объекта;
21 обращение касалось вопросов размещения ненадлежащей, в том числе недостоверной рекламы объектов недвижимости.
К числу таких обращений относятся обращения о рекламировании объектов недвижимости без заключения договора на оказание риэлтерских услуг с собственниками этих объектов; размещение рекламы вымышленных объектов недвижимости исключительно в целях привлечения граждан якобы большим выбором квартир, предлагаемых к найму; размещение рекламы, в которой указано, что квартира предлагается собственником, однако в итоге оказывается, что разместившее рекламу лицо является работником риэлтерской организации;
20 обращений затрагивали вопросы оплаты риэлтерских услуг и порядка их оказания.
Вопросы касались правомерности взимания того или иного размера стоимости риэлтерских услуг, оказания услуг без заключения в письменной форме договора, правомочность того или иного лица оказывать риэлтерские услуги и т.д.
По результатам рассмотрения отдельных обращений данной категории к риэлтерским организациям (их работникам) приняты меры реагирования в виде прекращения действия лицензий (аннулирования свидетельств об аттестации риэлтера);
13 обращений касалось неправомерных действий риэлтерских организаций при оказании риэлтерских услуг по представлению информации о спросе и предложении на объекты недвижимости (наем объектов жилищного фонда).
Пример: после заключения договора на оказание риэлтерских услуг по представлению информации о предлагаемых к найму объектах недвижимости и оплаты таких услуг должные меры к выполнению принятых на себя обязательств риэлтерские организации не принимали. Имели место факты, когда потребитель вместо адреса квартиры получал адрес офисного здания, предлагаемые квартиры были уже давно сданы или не планировались к сдаче, а по названным потребителям номерам телефонов сообщали о том, что квартиру в наем никогда не сдавали;
11 обращений – о ненадлежащем качестве риэлтерских услуг.
Потребители жаловались на то, что приобретенные при содействии риэлтерских организаций объекты недвижимости имели недостатки, а сопровождавшие сделку специалисты должных мер к защите интересов потребителей не принимали. Такие обращения поступали от покупателей, которые находились в договорных отношениях с риэлтерской организацией.