С 1 сентября в Беларуси вступит в силу указ о лизинговой деятельности, согласно которому физические лица смогут приобретать имущество в лизинг в личных целях. Это создаст дополнительные возможности для приобретения населением, к примеру, такого дорогостоящего имущества, как квартиры и машины, при условии, что будут решены некоторые законодательные и налоговые вопросы, сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник отдела регулирования лизинговой деятельности управления регулирования небанковских операций Национального банка Александр Дедков.
Первый вопрос - это предусмотренное действующим законодательством требование об уплате лизингодателем налога на добавленную стоимость с сумм лизинговых платежей. Включаемая в лизинговые платежи сумма НДС приводит к существенному удорожанию предмета лизинга для физического лица по сравнению с приобретением этого же имущества за счет кредита банка. "Для решения этого вопроса подготовлен проект указа, предусматривающий отмену НДС при предоставлении в лизинг имущества физическим лицам", - отметил Александр Дедков.
Второй вопрос касается возможности приобретения физическими лицами транспортных средств. Мировой опыт показывает, что это весьма перспективный сегмент рынка лизинга, поскольку он очень удобен для лизингополучателей, которые имеют возможность, попользовавшись автомобилем в течение 3-5 лет, выкупить его или вернуть и взять в лизинг новый, более современный автомобиль. "Однако в Беларуси внедрение этого вида лизинга осложняется не только отмеченным вопросом с НДС. В соответствии с изменениями в Уголовный кодекс, принятыми в июле 2013 года, транспортное средство, которым управляло лицо, находившееся в состоянии алкогольного опьянения, подлежит конфискации независимо от права собственности на это транспортное средство", - обращает внимание представитель Нацбанка.
Если для юридических лиц, приобретающих транспортное средство для производственной (хозяйственной) деятельности, такая ответственность обоснованна, поскольку наниматель (уполномоченное им лицо) обязан контролировать состояние сотрудников, допускаемых к управлению транспортным средством, приобретенным в лизинг, то в отношении физических лиц, приобретающих в лизинг автомобиль для личного пользования, такой контроль осуществлять некому.
"Поэтому, если у физического лица будет конфисковано транспортное средство, приобретенное им на условиях финансовой аренды (лизинга), будут ущемлены, прежде всего, права лизингодателя как собственника этого транспортного средства", - отмечает Александр Дедков.
В соответствии с законодательством утрата предмета лизинга не освобождает лизингополучателя от обязанности вернуть предмет лизинга лизингодателю. Однако в случае конфискации транспортного средства за совершение лицом преступления, предусмотренного статьей 317-1 Уголовного кодекса, а также применения к нему мер уголовной ответственности (арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, штраф, исправительные работы) вероятность исполнения таким лицом обязательств перед лизингодателем существенно снижается.
"Наиболее правильным решением озвученного вопроса было бы внесение изменений в Уголовный кодекс, защищающих права лизингодателей как добросовестных собственников имущества, предоставленного в лизинг физическим лицам. Однако внесение изменений в Уголовный кодекс требует всестороннего анализа и проработки, длительно по срокам инициирования, согласования и принятия соответствующего закона", - отметил представитель Национального банка. В этой связи еще до внесения необходимых корректировок в Уголовный кодекс лизинговым организациям целесообразно в рамках действующего законодательства искать возможные эффективные инструменты снижения рисков лизингодателей, связанных с вероятностью конфискации имущества.
Такими инструментами, по словам Александра Дедкова, могут быть оценка лизингодателем личности лизингополучателя как на момент заключения договора, так и в ходе его исполнения; закрепление в договоре финансовой аренды (лизинга) требования о досрочном прекращении договора в случае привлечения лизингополучателя к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в период срока действия договора (с предоставлением лизинговым организациям возможности доступа к информационным ресурсам, содержащим сведения о привлечении физических лиц к административной ответственности). Способны снизить риски лизингодателей страхование ответственности лизингополучателя по исполнению договора финансовой аренды (лизинга) на случай конфискации, иной утраты предмета лизинга; перевод долга (обязательств перед лизингодателем) на третье лицо или поручительство третьих лиц. "Как мы видим, даже действующее законодательство позволяет найти способы решения указанного вопроса", - отмечает представитель Национального банка.
"Приведение законодательства в соответствие с указом должно быть обеспечено Национальным банком и Советом Министров Беларуси не позднее 1 сентября 2014 года. Соответственно к моменту вступления в силу указа должны быть решены имеющиеся вопросы с лизингом для физических лиц, чтобы лизинговые организации имели возможность предложить этот финансовый продукт населению", - резюмировал Александр Дедков.
Источник: БелТА