Реализация денежно-кредитной политики в этом году дала позитивный результат по целому ряду позиций. Так, удалось обеспечить положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. В январе-августе оно составило $652,8 млн в то время как годом ранее дефицит внешней торговли достигал $839,6 млн. Рублевые депозиты по-прежнему приносят больше дохода, чем валютные. Процентная ставка по кредитам для юрлиц регулярно снижается.
Следующий год для белорусской экономики должен пройти под знаком устойчивого развития, несмотря на непростую ситуацию в ряде стран, которые выступают основными торговыми партнерами Беларуси. Какие меры будет предпринимать Нацбанк для сдерживания инфляции? Как будут поддерживаться золотовалютные резервы страны в условиях пиковых выплат по внешним долгам? Каким прогнозируется курс белорусского рубля к концу года?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и онлайн-конференции ответила Председатель Правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Надежда Андреевна, как вы оцениваете перспективы перехода к единой валюте в ЕАЭС? Когда это может произойти и что это будет за валюта, на ваш взгляд?
Надежда Ермакова: Экономическая интеграция Беларуси, Казахстана и России прошла этапы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. А 29 мая в столице Казахстана Астане главы трех государств подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает не только создание с 1 января 2015 года институциональных основ нового интеграционного объединения, но также обязательства сторон по проведению согласованной политики почти во всех секторах экономики, включая валютную политику.
Для полноценного функционирования интеграционного объединения нового уровня странам-участницам необходимо полностью выполнить совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности экономическими субъектами и обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Лишь после завершения формирования общего рынка, основанного на упомянутом принципе "четырех свобод", возможно образование валютного союза и введение единой валюты. Для этого сторонам необходимо выстроить определенные финансово-экономические и правовые основы. А это требует поэтапного сближения ряда макроэкономических показателей трех государств, выработки и проведения ими единой макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, а также гармонизации и унификации национальных законодательств в перечисленных сферах.
Осуществление странами указанных мероприятий рассчитано на долгосрочный период и закреплено в соответствующих положениях Договора о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, вопрос о перспективах будущего валютного союза и единой валюте Беларуси, Казахстана и России в среднесрочной перспективе не стоит, поскольку ее введение - это завершающий этап процесса интеграции. В ближайшем будущем в Евразийском экономическом союзе предполагается функционирование национальных денежных систем.
В белорусском правительстве высказываются за то, чтобы Беларусь и Россия отказались от доллара во взаимных расчетах. Как вы считаете, насколько реален такой вариант ведения торговли? Какие плюсы и минусы может принести Беларуси и России такой шаг?
Надежда Ермакова: Прежде всего необходимо сказать, что на текущий момент доллар США в расчетах между предприятиями Беларуси и России занимает только 20%, а 70% внешнеторговых операций субъектов хозяйствования обслуживаются российскими рублями.
На Межбанковском валютном совете Центрального банка России и Национального банка Беларуси принято решение о проработке вопросов стимулирования дальнейшего роста расчетов в национальных валютах.
Основные объемы расчетов в долларах США приходятся на импорт Беларусью российских энергоносителей. В настоящее время Банк России проводит переговоры с крупнейшими российскими нефтегазовыми экспортерами для оценки возможностей перевода расчетов с белорусской стороной на российские рубли.
Дальнейший рост доли национальных валют во взаимных расчетах повысит интеграцию финансовых рынков государств, минимизирует операционные издержки и снизит подверженность стран геополитическим рискам.
При этом такой шаг не принесет белорусским предприятиям и физическим лицам неких дополнительных стоимостных или временных издержек. Основная организационная нагрузка ляжет на банковские системы двух стран, в частности, по формированию дополнительных операционных резервов в национальных валютах, развитию инфраструктуры финансовых рынков и согласованию валютного законодательства сторон.
Какие меры будут предприниматься для дальнейшего снижения ставок по кредитам для бизнеса? Какого снижения удалось добиться в течение этого года и какими будут ставки к концу года?
Надежда Ермакова: В текущем году Национальным банком был предпринят ряд мер, направленных на повышение доступности кредитных ресурсов для экономики страны. Ставка рефинансирования с начала года снизилась на 3,5 процентного пункта и с 13 августа составляет 20% годовых.
В целях уменьшения стоимости кредитных ресурсов проводилась политика постепенного снижения ставок по инструментам предоставления и изъятия ликвидности. Так, с начала года процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности банкам снизились с 35% до 24% годовых, ставка по операциям изъятия ликвидности - с 20% до 17% годовых.
В мае вступило в силу решение Национального банка об административном ограничении процентных ставок по кредитованию юридических лиц в белорусских рублях. Максимальный размер процентных ставок на день заключения кредитного договора не должен превышать среднюю процентную ставку по новым кредитам за последний отчетный месяц.
В дополнение к этому с 28 сентября вступило в силу решение Национального банка, которым предусмотрено снижение процентных ставок по новым кредитам юридическим лицам в белорусских рублях на 1 процентный пункт относительно сложившейся средней процентной ставки за предыдущий месяц.
Согласно статистическим данным, средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставляемым юридическим лицам в белорусских рублях, снизилась с начала года на 12,6 процентного пункта и составила в сентябре 33,3% годовых. Это значит, что с 14 октября размер процентных ставок по предоставлению банками кредитов юридическим лицам - резидентам Беларусь в белорусских рублях не должен превышать 32,3% годовых.
По оценкам Национального банка, принятые меры позволят установить к концу 2014 года процентные ставки по кредитам, предоставляемым юридическим лицам в национальной валюте, на уровне 27-28% годовых. При этом необходимо понимать, что вопрос повышения доступности кредитных ресурсов нельзя рассматривать в отрыве от решения проблемы эффективности использования полученных кредитов. В настоящее время у белорусских банков достаточно рублевых и валютных ресурсов для осуществления кредитования. Главная задача на текущем этапе - направить их на финансирование исключительно эффективных проектов с высокой отдачей.
На каком этапе находится создание в Беларуси гарантийного фонда для малого и среднего бизнеса? Известно ли, какие суммы можно будет получать в кредит под гарантии этого фонда? Какова будет стоимость этих гарантий?
Надежда Ермакова: Вопросы создания гарантийного фонда либо нескольких гарантийных фондов сейчас прорабатываются правительством и Национальным банком. Так, правительство изучает вопрос создания региональных гарантийных фондов в каждой области за счет средств местных бюджетов. Предполагается, что региональные фонды могли бы предоставлять поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 70% залогового обеспечения, требуемого для получения кредитных ресурсов.
Альтернативным вариантом может стать создание гарантийного фонда в виде коммерческой организации с участием банков. Национальный банк в настоящее время прорабатывает такую возможность с представителями Министерства экономики, Банком развития Беларуси, коммерческих банков. Создана соответствующая рабочая группа.
После определения целесообразности создания гарантийного фонда в виде коммерческой организации будут решены вопросы возможных размеров поручительств, порядка определения стоимости гарантий и другие вопросы.
В какую сумму обошлась покупка Банка Москва-Минск? Многие российские банки находятся в сложном положении из-за мировых санкций и вынуждены оптимизировать сеть дочерних структур. Готово ли государство приобрести их, если такие предложения будут поступать? Можно ли сейчас говорить о каких-то планах в этом направлении?
Надежда Ермакова: Продажа Группой ВТБ дочернего банка ОАО "Банк Москва-Минск" никак не связана с применением санкций США и стран Евросоюза в отношении России. Дело в том, что еще в 2011 году Группа ВТБ приобрела российский ОАО "Банк Москвы". С этого момента на территории Беларуси у нее появился второй дочерний банк. Необходимости в наличии двух дочерних банков в Беларуси у Группы ВТБ нет, в связи с чем и принято решение о продаже банка.
Переговорный процесс по проведению данной сделки шел в течение нескольких лет и завершился буквально вчера: в Национальном банке состоялось подписание договора купли-продажи 100% акций ОАО "Банк Москва-Минск". От Республики Беларусь покупателями акций выступили Национальный банк и "Паритетбанк", продавцами – российский "Банк Москвы" и швейцарская компания БМ Холдинг АГ, входящие в Группу ВТБ. Акции были приобретены по рыночной стоимости, определенной после проведения независимой финансовой оценки "Банка Москва - Минск".
Что касается возможности совершения других аналогичных сделок, то на данный момент Национальный банк не прогнозирует предложений со стороны российских банков о продаже своих белорусских дочерних структур. Соответственно, никаких планов в этом отношении у нас нет.
По законодательству нашей страны банк может быть только акционерным обществом, поэтому должен быть какой-то второй акционер. Буквально 0,25% акций выкупил Паритетбанк. Почему Паритетбанк? Потому что с ним как-то, может быть, и проще работать, потому что 45% его капитала - это тоже Национальный банк. Паритетбанк тоже был собственностью Национального банка. С давних времен, когда банки банкротились, остались эти активы у Национального банка. Потом часть акций передали Управлению делами Президента. Не просто так передали, а потому что есть у них видение наращивания капитала. Не просто потому, что нужен свой карманный банк, не в этом причина.
Покупка Банка Москва-Минск связана с тем, что куда-то этому банку надо было деваться. Политика Группы ВТБ, которому принадлежит Банк Москвы, а Банк Москвы является материнским банком Банка Москва-Минск, предусматривает закрытие за границей часть своих учреждений. Банк Москвы, по политике ВТБ, становится банком, который будет обслуживать Москву и Московскую область. Варианты были такие: они кому-то продают банк или присоединяют к Банку ВТБ (Беларусь). Вариант присоединения к ВТБ Беларусь нас не совсем устраивал, потому что при этом должны были закрыться учреждения одного из банков, скорее всего Банка Москва-Минск. А они хорошо работают, там есть клиенты. То есть это не лучший вариант для Беларуси. Какой-то инвестор, которого можно было пустить на финансовый рынок Республики Беларусь, не появился.
А если бы он был, вы бы не участвовали?
Надежда Ермакова: У нас политика такая, и мы давно об этом говорим: на рынок должен прийти инвестор - крупный сетевой банк с хорошим именем и с хорошими технологиями. Российского капитала у нас достаточно. Поэтому мы решили, что мы сейчас его выкупаем, потом капитализируем, докапитализируем, то есть развиваем в том же плане, как он и есть. Это универсальный банк, возможно, будем отрабатывать на нем какие-то новые технологии - то, что надо для методологии, технологии банковской системы страны. Инвестор должен быть банком высшего разряда. Надеемся, что когда-то в нашу страну придут такие банки.
Следующий год для Беларуси - пиковый по выплатам внешних долгов. Насколько могут уменьшиться золотовалютные запасы страны? Какие действия предпримет государство для поддержания ЗВР на должном уровне, понадобятся ли новые кредиты?
Надежда Ермакова: В настоящее время объем золотовалютных резервов является достаточным для выполнения Беларусью в 2015 году своих обязательств перед внешними кредиторами, объем которых составит $4 млрд. Вместе с тем, учитывая необходимость поддержания золотовалютных резервов на текущем уровне для обеспечения экономической безопасности страны, правительством и Национальным банком проводится комплекс мероприятий по рефинансированию внешних и внутренних обязательств. Для погашения обязательств будут привлечены несвязанные внешние кредитные ресурсы, а также использованы внутренние источники заимствования. Кроме того, в 2015 году на погашение внешнего госдолга планируется направить поступления от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты и пошлин от экспорта сырой нефти собственной добычи.
Известно ли, когда Беларусь получит шестой транш кредита АКФ ЕврАзЭС? Можно ли сейчас ожидать этого транша, если ЕврАзЭС официально прекратило существование?
Надежда Ермакова: В августе текущего года белорусская сторона подготовила новую редакцию Письма о намерениях для получения 6-го транша кредита, которое направила в Антикризисный фонд ЕврАзЭС для дальнейшего его согласования. Продолжается работа по уточнению отдельных показателей.
Что касается дальнейшего функционирования фонда, то, несмотря на подписание главами государств Договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года, Антикризисный фонд продолжит свою деятельность. Поскольку в соответствии со ст.3 этого договора учредительные документы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а именно - Договор об учреждении фонда и Соглашение об управлении его средствами - свое действие не прекращают. Таким образом, Антикризисный фонд ЕврАзЭС продолжает свою работу и выполняет возложенные на него функции.
Правда ли, что в Беларуси планируется создать национальное рейтинговое агентство? Если так, то зачем оно нужно, если есть авторитетные международные рейтинговые агентства?
Надежда Ермакова: В Беларуси идет работа по созданию правового поля, регламентирующего деятельность национальных рейтинговых агентств. Планируется, что функционировать будет не одно, а несколько национальных рейтинговых агентств. Такой подход, по нашему мнению, будет более эффективным и создаст здоровую конкуренцию на рынке рейтинговых услуг.
Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами и иными организациями разработал проект Концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Документ проходит согласование. Концепция до конца 2014 года будет представлена Президенту для одобрения. Она определит направления формирования законодательства, регламентирующего рейтинговую деятельность в стране.
Проектом концепции предусмотрено, что до вступления в силу закона "О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь" Совет Министров и Национальный банк смогут своими решениями определить временный статус национальных рейтинговых агентств и признать присвоенные ими рейтинги.
Создание системы национальных рейтинговых агентств является экономически обоснованным и необходимым решением, учитывая современную ситуацию. Несмотря на то, что в мире насчитывается около 100 рейтинговых агентств, более 90% рынка этих услуг приходится на три рейтинговых агентства: Standart & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch. О необходимости ограничения такой олигополии неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники и бизнесмены различных стран - Германии, Италии, Франции, Китая, России, поскольку действия этих рейтинговых агентств создают экономические проблемы не только отдельным государствам и их субъектам хозяйствования, но и могут негативно влиять на глобальную финансовую систему.
Следует понимать, что на финансовом рынке рейтинговые агентства являются мощным инструментом влияния. Необоснованное снижение либо повышение рейтинга дестабилизирует фондовые и валютные рынки. Кроме того, рейтинги ведущих иностранных агентств все более заметно начали приобретать политическую окраску.
Тенденция по созданию независимых рейтинговых агентств особенно сильно начала проявляться во многих странах мира после 2008 года. Есть национальные рейтинговые агентства и в государствах - членах будущего Евразийского экономического союза - в Казахстане и России.
Рейтинги национальных рейтинговых агентств рассчитаны на внутренний финансовый рынок, на отечественного инвестора. Они наряду с рейтингами международных агентств призваны обеспечивать равный доступ к информации, характеризующей рискованность инвестиций, и тем самым способствовать развитию финансового рынка страны. Чем больше независимых рейтинговых оценок, тем более объективной будет информация, на основе которой принимаются решения.
На какой стадии находится разработка государственной системы стройсбережений? Можно ли назвать размер премий, которые планируется выплачивать участникам системы?
Надежда Ермакова: В настоящее время Национальным банком совместно с заинтересованными органами государственного управления, Беларусбанком и институтом жилища – НИПТИС им. Атаева подготовлен проект соответствующего государственного решения. Предусмотрено, что размер ежегодной премии государства составит 20% годовых от накопленной суммы жилищных строительных сбережений за текущий год с учетом фактического времени хранения средств. При этом размер премии государства за отчетный год не сможет превышать размера номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в декабре отчетного года. В настоящее время данный документ согласовывается с заинтересованными, в том числе и в части премии государства.
Необходимо отметить, что расчет размера премии государства основан на опыте работы системы жилищных строительных сбережений в Казахстане. Там это 20% от суммы поощряемого вклада, включающего вклад в систему и начисленное по нему вознаграждение Жилстройсбербанка Казахстана.
Когда в Беларуси появится полноценное ипотечное кредитование?
Надежда Ермакова: Ипотечное кредитование в Беларуси существует давно. В соответствии с нашим законодательством, ипотекой является залог недвижимого имущества, который выступает одним из способов обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
В июле 2013 года при непосредственном участии Национального банка внесены дополнения и изменения в закон "Об ипотеке", которые вступили в силу в январе 2014 года и значительно упростили обращение закладных в качестве залога. Таким образом, сейчас законодательство позволяет банкам выпускать облигации, обеспеченные правом требования по кредитам, выданным на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, а также залогом закладных. Необходимо признать, что этот механизм привлечения средств инвесторов с целью последующего предоставления гражданам кредитов на строительство или приобретение жилья сегодня востребован не в полной мере. Главная причина – ограниченный круг инвесторов, обладающих свободными денежными средствами и возможностью приобретения корпоративных ценных бумаг. Однако государство заинтересовано и будет принимать соответствующие меры, чтобы этот механизм получил должное распространение.
Что касается доступности ипотечного кредитования, то необходимо понимать, что уровень процентных ставок по ипотечным кредитам банков зависит от стоимости привлечения ресурсов. Кроме того, ставки по привлеченным ресурсам должны находиться на положительном в реальном выражении уровне, то есть превышать годовую инфляцию в стране, чтобы обеспечить сохранность средств инвестора. Поэтому говорить о повышении доступности ипотечных кредитов и, соответственно, значительной активизации развития ипотечного кредитования в стране можно будет только при условии достижения необходимых для этого макроэкономических показателей.
В Беларуси обсуждается возможность предоставить налоговым органам доступ к сведениям о валютных операциях населения. Насколько сложно это сделать с точки зрения банков, оправдан ли, на Ваш взгляд, такой шаг?
Надежда Ермакова: Сейчас проводится работа по организации информационного взаимодействия между Министерством по налогам и сборам и Национальным банком в части предоставления в налоговые органы сведений о приобретении гражданами иностранной валюты в банках страны.
Поскольку такие сведения составляют банковскую тайну, а налоговые органы не относятся к органам, уполномоченным на получение такой информации, ее представление возможно только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты. В настоящее время подготовлены изменения в Налоговый кодекс, с принятием которых будет предоставлено право налоговым органам получать сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц. Планируется, что указанные нормы вступят в силу с 1 января 2015 года.
С технической точки зрения реализация этого решения не вызовет никаких сложностей. Национальный банк ежедневно получает от банков сведения о продаже физическим лицам иностранной валюты. Эти данные хранятся в автоматизированной информационной системе "Расчет" единого расчетного и информационного пространства. В случае принятия соответствующих поправок в Налоговый кодекс, такие сведения будут передаваться Национальным банком в налоговые органы. Максимум, что для этого потребуется, – незначительные доработки программного обеспечения на стороне Министерства по налогам и сборам и Национального банка.
Теперь, что касается вопроса о том, насколько оправдан такой шаг. Как известно, в соответствии с Банковским кодексом, сведения о продаже иностранной валюты могут быть предоставлены Национальным банком правоохранительным органам по соответствующему запросу. Так вот, только за 6 месяцев текущего года по результатам обработки информации, полученной по запросу из Национального банка, главным управлением по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел произведено 50 крупных задержаний «валютчиков». Из незаконного оборота изъяты средства в сумме, эквивалентной более Br4,3 млрд, возбуждено 95 уголовных дел, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, уклонением от уплаты налогов.
На основании информации, предоставленной Национальным банком, в текущем году проводились контрольные мероприятия и по линии Министерства по налогам и сборам. В результате более 400 индивидуальным предпринимателям налоговыми органами доначислено в бюджет более Br24 млрд, в том числе налогов – более Br16 млрд. При проведении работы по декларированию доходов и имущества установлено 350 физических лиц, у которых расходы, в том числе на приобретение иностранной валюты, недвижимого имущества и транспортных средств, значительно превышают доходы, информация о которых имеется в налоговых органах. В результате физическим лицам доначислено в бюджет Br356,6 млн, из которых взыскано Br245 млн. Думаю, эти цифры говорят сами за себя.
Нацбанк теперь отвечает также за деятельность лизинговых компаний в стране. Эксперты из банковской сферы говорят, что лизинг сможет стать альтернативой долгосрочным кредитам. Каково Ваше мнение на этот счет? Насколько будет отличаться по цене квартира, купленная в лизинг и за кредит?
Надежда Ермакова: Действительно, с принятием указа от 25 февраля 2014 года № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ лизинг де-юре стал доступен не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам. И поскольку суть лизинговых и кредитных операций очень близка – это приобретение дорогостоящего товара при отсутствии у покупателя достаточной для этого суммы средств, – то в данной ситуации, безусловно, можно говорить о появлении альтернативы долгосрочным кредитам, прежде всего для населения.
Сравнивать стоимость имущества, приобретаемого за счет кредита, со стоимостью такого же имущества, полученного в лизинг, весьма сложно. В каждом конкретном случае для каждого конкретного лизингополучателя условия лизинга будут определяться по соглашению сторон индивидуально с учетом стоимости и характеристик предмета лизинга, сроков и условий использования имущества, оценки платежеспособности лизингополучателя.
Если говорить о нашей стране, то сегодня при прочих равных условиях стоимость приобретения в лизинг имущества может быть несколько выше, чем стоимость приобретения этого имущества за счет кредита. Это связано с особенностями налогообложения операций лизинга. В соответствии с действующим законодательством лизинговые платежи облагаются налогом на добавленную стоимость в размере 20%, что делает лизинг дороже для потребителя. Но уже со следующего года ситуация должна измениться. Разработаны изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие отмену НДС по лизинговым платежам. Ожидается, что эти изменения будут приняты в ближайшее время и вступят в силу уже с 1 января 2015 года.
Если говорить о лизинге жилья, то, судя по обращениям, поступающим в Национальный банк как от граждан, так и от лизинговых организаций, в республике имеется достаточно высокий спрос на этот инструмент финансирования. Вместе с тем для начала активного внедрения данного вида лизинга необходимо формирование комплексной нормативно-правовой базы.
Так, необходимо внести ряд изменений в Гражданский кодекс, касающихся приобретения имущества гражданами на условиях финансовой аренды (лизинга). Работа в этом направлении ведется. Соответствующий законопроект принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении.
Нуждается в доработке и жилищное законодательство, в котором на данный момент не прописаны возможность, порядок и особенности получения гражданами жилья во владение и пользование на условиях лизинга. В частности, законодательной проработки требуют вопросы защиты прав физических лиц – лизингополучателей в случаях банкротства лизингодателя, гарантий для граждан на пользование и последующее приобретение в собственность жилья при добросовестном исполнении своих обязанностей по договору лизинга, оплаты коммунальных услуг, прав и обязанностей пользователей жилых домов и жилых помещений и ряд других аспектов жилищных отношений.
Только после комплексного урегулирования всех правовых вопросов лизинг жилья заработает в полную силу. При этом разовые сделки могут заключаться уже сейчас.
В парламенте рассматривается проект закона, который позволит гражданам Беларуси приобретать в лизинг жилье, автомобили, бытовую технику. В чем привлекательность этого механизма для обеих сторон – лизингодателя и лизингополучателя? Чем выгоднее кредита и рассрочки?
Надежда Ермакова: Основное различие между лизингом и кредитом заключается в моменте наступления права собственности на приобретаемое имущество. При покупке в кредит гражданин сразу становится собственником приобретаемого имущества, при лизинге – только после уплаты всех необходимых платежей.
В зависимости от желания гражданина договор лизинга может быть заключен с правом выкупа предмета лизинга или без него. При этом на протяжении действия договора лизинга право собственности на приобретенный товар остается у лизингодателя. Лизингополучатель, в нашем случае – гражданин, выплачивает лизинговые платежи, а в конце срока лизинга, если товар приобретается им в собственность, – выкупную стоимость. Только после уплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга право собственности переходит лизингополучателю, то есть гражданину.
Право собственности на предмет лизинга является для лизингодателя достаточно надежной гарантией защиты от недобросовестных лизингополучателей. Соответственно, лизингодатель имеет возможность предъявлять к своим клиентам менее жесткие требования по сравнению с требованиями, предъявляемыми банками к потенциальным кредитополучателям. Кроме того, существует возможность предусмотреть более гибкие условия расчета по лизинговым платежам, например, определить неравномерный график погашения. И наконец, поскольку предмет лизинга не является собственностью лизингополучателя, то он не может быть объектом для ареста или изъятия его кредиторами при возникновении различных споров.
Таким образом, лизинговая схема имеет определенные преимущества для всех ее участников.
В июне был подписан указ о микрофинансировании, которым установлен запрет на привлечение МФО средств от физических лиц и предоставление им займов на потребительские цели. Вместе с тем, объявления, в которых предлагается получить быстрые деньги, попадаются до сих пор. Насколько, на Ваш взгляд, изменилась ситуация на рынке микрофинансирования с момента принятия указа? Поступают ли в Национальный банк жалобы от клиентов недобросовестных МФО?
Надежда Ермакова: Новые требования к деятельности микрофинансовых организаций, предусмотренные соответствующим указом, имеют различные сроки вступления в силу.
Так, ограничение на привлечение займов от населения действует уже с 1 августа текущего года. Национальный банк совместно с профильными ассоциациями осуществляет постоянный мониторинг ситуации по исполнению этой нормы. Параллельно правоохранительные органы разбираются с теми недобросовестными организациями, которые успели "наследить" на этом сегменте рынка еще до вступления в силу названного ограничения.
Что касается ограничительных норм в отношении предоставления займов населению, то они начнут действовать только с 1 января 2015 года. С начала нового года займы населению на потребительские цели будут выдавать только ломбарды под залог движимого имущества. Пока же коммерческие организации, предоставляющие так называемые "быстрые займы" населению, продолжают работать. При этом количество жалоб граждан на недобросовестные действия подобных организаций за последнее время значительно снизилось.
Каким прогнозируется курс белорусского рубля к концу этого года и на начало следующего? Насколько сильно влияет на него девальвация в России и Казахстане?
Надежда Ермакова: Расчетная величина обменного курса белорусского рубля на конец 2014 года, используемая в программных документах на следующий год, составляет Br10 700 – Br10 800 за $1. Вместе с тем, с учетом значительного ослабления национальных валют стран – основных торговых партнеров Беларуси, на конец года обменный курс белорусского рубля может сложиться на другом уровне.
Национальный банк продолжит проведение курсовой политики, направленной на сглаживание колебаний обменного курса белорусского рубля. При этом будет учитываться необходимость снижения инфляции, девальвационных ожиданий, сохранения стабильности на валютном рынке, а также поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий на зарубежных рынках.
Сложившийся в настоящее время внешнеторговый оборот Беларуси показывает, что значимое влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских товаров может оказать лишь значительная девальвация курса российского рубля к иностранным валютам, так как экспортно-импортные операции с Казахстаном занимают во внешнеторговом обороте Беларуси всего около 1%.
Вместе с тем, в январе – августе текущего года это влияние было не столь высоко. Так, с начала 2014 года обменный курс российского рубля к доллару США снизился на 13%, а реальный курс белорусского рубля к российскому рублю в августе 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го вырос всего на 2,6%.
Недавно Нацбанк объявил о том, что из обращения выводится банкнота в Br50. Значит ли это, что в скором времени белорусские деньги все-таки потеряют лишние нули?
Надежда Ермакова: Нет, не означает. Проводить деноминацию целесообразно только в том случае, если уровень инфляции в стране стабильно низкий и находится на отметке менее 10%. Исходя из ситуации, которая складывается в текущем году, и прогнозов по инфляции на следующий год, говорить о том, что в ближайшее время мы проведем деноминацию, преждевременно.
Размер ставки рефинансирования уже достиг прогнозируемого показателя в 20%. Есть ли возможности для дальнейшего снижения в этом году?
Надежда Ермакова: В настоящее время интенсивность инфляционных процессов остается достаточно высокой, сохраняется сложная экономическая и геополитическая ситуация в странах – основных торговых партнерах Беларуси. Поэтому, скорее всего, до конца 2014 года ставка рефинансирования останется на уровне 20% годовых. Данная мера будет способствовать сдерживанию инфляционных процессов и поддержанию стабильности на валютном и депозитном рынках.
Каким будет уровень инфляции к концу года, и какой она прогнозируется в следующем году? Отразится ли на ценах в Беларуси вступление в силу Договора о ЕАЭС?
Надежда Ермакова: В сентябре 2014 года годовая инфляция в Беларуси составила 20%. Ожидается, что меры, предпринимаемые правительством и Национальным банком, позволят снизить ее к концу года до 18%.
В 2015 году ставится задача замедлить инфляционные процессы до 12%. Это достаточно сложно из-за необходимости постепенной либерализации ценообразования и повышения административно-регулируемых цен, в том числе обусловленного выравниванием тарифов и акцизов в Евразийском экономическом союзе.
Вместе с тем, в среднесрочной перспективе, учитывая более низкий уровень цен в странах-партнерах, интеграционные процессы будут способствовать снижению инфляции и в Беларуси.
Надежда Андреевна, сейчас власти снова заговорили про налог с тунеядцев. МВД предлагает штрафовать их, сажать под арест и заставлять работать. Но проблема в том, что по большому счету непонятно, кого собираются наказывать: то ли маргиналов, то ли уклоняющихся от налогов, то ли домохозяек. Как вы считаете, кого можно считать тунеядцем? И как таких людей нужно наказывать (если нужно вообще)?
Надежда Ермакова: Мое личное мнение, что тунеядец - это тот, кто ленится работать. Да, есть домохозяйки, есть женщины, которые воспитывают детей, ухаживают за семьей. Они живут за счет доходов мужа (хотя иногда бывает и наоборот, поскольку жена может зарабатывать больше мужа). Тунеядец же, я считаю, тот, кто не хочет работать, тот, кто отбирает деньги у родителей или бабушек/дедушек, садится на шею сестре или брату. Зачастую девушки садятся на шеи своих мужчин. Всякое бывает. Но мое мнение такое: тунеядец - этот тот, кто ленится работать, не хочет сам себя обеспечивать. Определить это, к сожалению, не так просто, однако бороться с этим злом нужно. Ведь сколько пожилых людей уходят из жизни от того, что не могут мириться с тем, что внуки отбирают их пенсии, сколько пьющих людей допенсионного возраста нигде не работают, но при этом за чей-то счет пьют.
Эксперты продолжают советовать белорусским властям заморозить рост зарплат, чтобы не раскручивать инфляцию. Так, как мы видим, и происходит. Если сравнить данные по Минску за сентябрь 2013 и 2014-го, получаем, что средняя зарплата в пересчете на доллары стала даже меньше. Вопрос Надежде Андреевне: а сколько получаете сейчас вы? В прошлом году вы говорили, что около $2000. Спасибо.
Надежда Ермакова: Что касается моей зарплаты, то сегодня она такая же, как и в прошлом году. Если же говорить о совете заморозить рост зарплат в стране, то давайте для начала вспомним, что такое заработная плата. Это заработанная плата (за работу). Поэтому заработная плата должна быть заработана. Как она определяется в масштабах страны и в макроэкономике? Это определяется ростом производительности труда. То есть это то, что работающий человек или население в целом заработали, сколько они создали продукта. У нас, если можно так сказать, заморожен рост заработной платы в том плане, что ограничен рост темпов зарплаты ростом производительности труда. Это экономическая философия, экономический закон, при нарушении которого появляется дополнительная инфляция.
Премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что Беларусь сегодня не нуждается в чрезвычайном финансировании, кредитах МВФ. Скажите, а что с золотовалютными резервами? Не секрет, что определенные заимствования пошли именно на поддержание ЗВР.
Надежда Ермакова: Политика Нацбанка - формировать золотовалютные резервы. Эта такая же политика, как и политика правительства - золотовалютные резервы должны быть. Хотелось бы, конечно, чтоб их было больше. Ведь всегда, когда запас больше, спится спокойнее. Что касается наших резервов, то не тают. На конец года, мы просчитываем, они будут на том же уровне, что и в начале года. У нас несколько улучшился товарооборот, имеется в виду торговое сальдо, снизился импорт. На розничном валютном рынке особых проблем нет.
Проблема же пока есть по товарам почтой (правда, это не совсем розничный рынок), которые покупаются за белорусские рубли, и потом идет конвертация, поскольку с той страной, откуда товар пришел почтой, надо рассчитываться валютой. По этому направлению у нас минус. В обменниках у нас плюс.
Надежда Андреевна, каковы ваши прогнозы по ставкам на жилищные кредиты на конец текущего года?
Надежда Ермакова: Думаю, что по жилищным кредитам до конца года ставка не снизится. Инфляция у нас в текущем году вряд ли резко снизится. Ожидается, что она должна составить порядка 18%. С учетом этого в банках и строится процентная политика. То есть определяется "цена" денег - по какой цене банки могут привлечь деньги, чтобы их потом отдать в кредит. Конечно, нужно еще добавить операционные расходы, расходы на содержание работников банка, его технологий и пр. Поэтому добавляется маржа, и вряд ли ниже 30% могут стать жилищные кредиты. Согласно расчетам на следующий год (и в прогноз включено), инфляция составит примерно 11-12%. При этом некоторые эксперты считают, что она может быть и ниже 10%. Поэтому со снижением инфляции будет снижаться и ставка по кредитам. Какая она будет в следующем году, я вам не могу сказать, потому что каждый банк устанавливает свою процентную ставку.
Мой вопрос касается отмены банковской тайны в странах ЕС с 2017 года. Сейчас белорусы без труда открывают счета за границей, например, в Литве и Польше, не имея разрешения Нацбанка, потому что там его зачастую не требуют. Как инициатива стран Евросоюза, по мнению Национального банка, поможет выявлению тех, кто незаконно владеет иностранными счетами за рубежом? Взаимодействует ли сейчас регулятор с иностранными банками по выявлению граждан Беларуси, которые открыли счета, не получив разрешения?
Надежда Ермакова: По законодательству Беларуси, у нас еще какой-то период времени будет требоваться получение разрешения в Национальном банке на вывод капитала за рубеж. Т.е. на открытие счетов, в том числе и физическими лицами, за рубежом. В перспективе это требование будет сниматься, но пока разрешение требуется. При этом не исключено, что кто-то где-то открывает счета нелегально. Мы не ищем таких людей - это не функция Национального банка. Если кто-то чем-то злоупотребил, то эти деньги найдутся другим путем.
Кредиты для строительства жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий раньше были под 16%. Потом их заморозили. Хотелось бы узнать, вернут ли эти кредиты?
Надежда Ермакова: В текущем году не вернут. Возможно, в следующем. Пока же надо как-то рассчитывать на свои возможности.
Очень много критики, в том числе в интернете, относительно решения Нацбанка рекомендовать банкам устанавливать определенные тарифы на эквайринг и инкассацию. В этой связи два вопроса: правда ли, что нам будет выгоднее покупать валюту по пластиковым карточкам (снимать в банкомате), и насколько рекомендуемые Нацбанком тарифы обязательны для исполнения банками?
Надежда Ермакова: Что касается первого вопроса, то да - по карточке будет выгоднее купить валюту. Это делается для стимулирования безналичных платежей. Что же касается тарифов, то до конца месяца мы это решение пересмотрим - слишком высокие тарифы, их надо снижать (и по наличке, и по эквайтингу). Ждем, когда банки представят нам свои расчеты, калькуляцию, после чего мы поменяем свое решение.
У меня несколько вопросов. Во-первых, скажите, когда перестанет курс доллара расти такими темпами и каким будет курс нашего рубля к концу года? Во-вторых, хотелось бы узнать, когда же будет проведена деноминация? И третье: почему идет снижение доходности по вкладам в белорусских рублях?
Надежда Ермакова: Мы прогнозируем, что к концу года наш рубль будет в пределах Br10 700-10 800 за $1. Что касается того, когда же перестанет расти доллар, то, думаю, как только экономика Беларуси будет работать с высоким превышением экспорта над импортом. Когда оно пойдет на миллиарды, то наш рубль укрепится и не будет так падать к доллару.
Что касается деноминации, то в следующем году, думаю, вряд ли она будет проведена. Чтобы провести деноминацию, надо чтобы было низкая инфляция.
И по третьему вопросу: по-моему, белорусский рубль по вкладам резко не снижается. Сегодня средняя ставка по срочным вкладам населения составляет 27%. При этом, конечно, у каждого банка своя ставка, которая зависит от сроков.
Беларусбанк отказывается возвращать советские вклады под предлогом того, что нет денег. Но деньги у Беларусбанка есть на "дворцы" на Дзержинского, на Ботанической. Когда планируется этот вопрос решить?
Надежда Ермакова: Вы немножко путаете ситуацию, потому что ответственность за вклады, которые обесценились в начале 1990-х годов, лежит на тогдашнем правительстве Республики Беларусь. Правительство приняло на себя эти вклады, эти долги, когда распадался Советский Союз. Поэтому Беларусбанк не имеет к этим вкладам никакого отношения. Представьте, что ваш вклад сейчас в Беларусбанке. Почему Беларусбанк должен его отдать на вклады, которые были в прошлые годы? Советские вклады в тот период находились в этом банке, но они не по вине Беларусбанка обесценились. Тем более что Беларусбанк образовался в 1995 году.
Да, действительно, сегодня в бюджете нет денег для того, чтобы компенсировать эти вклады. Когда они будут компенсироваться? Не отвечу вам на этот вопрос, потому что не знаю, когда у нас в бюджете будет столько денег, чтобы можно было людям отдать то, что они потеряли. Сегодня эти суммы исчисляются в сотнях триллионов.
Что касается "дворцов" Беларусбанка, то эти "дворцы" построены не для работников банка, а для того, чтобы там обслуживать клиентов.
С конца 2011 года курс белорусского рубля к российскому рублю укрепился на 8%. Как это явление можно объяснить с точки зрения процессов, происходящих в белорусской экономике? При этом по отношению к двум другим основным валютам - доллару и евро, используемым во внешнеэкономических расчетах, курс белорусского рубля существенно снизился. Не кажется ли вам, что такое положение создает грандиозные возможности по спекулятивным операциям на курсовых разницах, особенно в условиях заметного отличия уровня процентных ставок в белорусской и российской банковских системах?
Надежда Ермакова: В настоящее время курсовая политика Национального банка выстроена на принципах плавного изменения курса белорусского рубля в зависимости от складывающейся ситуации на внутреннем валютном рынке. Имеющиеся положительные тенденции по внешней торговле, устойчивое превышение доходности рублевых депозитов над валютными оказывают стабилизирующее влияние на валютный рынок страны. Укрепление курса белорусского рубля к российскому происходит в условиях ослабления курса российского рубля к иностранным валютам. При этом курс белорусского рубля ослабился к доллару США за 9 месяцев на 11%, к евро - на 3%. Таким образом, избежать указанного вами укрепления можно было бы лишь ценой более быстрой девальвации курса белорусского рубля к доллару США, евро и другим валютам, к чему отсутствуют предпосылки. Касательно второй части вопроса замечу, что Национальный банк при установлении курсов белорусского рубля к иностранным валютам учитывает реально складывающиеся кросс-курсы на международном валютном рынке, что исключает возможности прямого курсового арбитража.
Ряд банкиров прогнозировали в октябре существенный рост спроса на кредиты со стороны юрлиц из-за новой формулы уплаты НДС. Как повлияла на спрос на кредиты в национальной валюте новая формула уплаты НДС, и есть ли риски существенного вымывания ликвидности из банковской системы? Планирует ли Нацбанк отменить или смягчить ограничения по росту кредитных портфелей банков, в том числе смягчить условия доступа к валютным займам на фоне возросшего спроса на кредиты по стороны субъектов хозяйствования?
Надежда Ермакова: Роста спроса на кредиты в связи с новой формулой уплаты НДС мы не увидели - ни в белорусских рублях, ни в иностранной валюте. Хотя в связи со снижением процентной ставки по кредитам происходит переориентация роста кредитов валютных в рост рублевых. Но если взять в целом, то роста кредитов не произошло. В среднем он ниже 1% в месяц. Ухудшения платежной дисциплины не случилось. Все-таки это связано с тем, что на счета предприятий деньги поступают, а кто с валютной выручкой работает, то, наверное, возвращается выручка и валютная. Роста нет даже на кредиты по госпрограммам. Потому что очень жесткие требования сейчас со стороны правительства и Президента.
Что касается ограничений Национального банка по кредитам, то у нас нет никаких ограничений. По валютным кредитам есть ограничения, но они заключаются только в том, что их с конвертацией в белорусские рубли могут брать только те предприятия, у которых есть валютная выручка, достаточная для погашения. Больше никаких ограничений на кредиты нет.
МВФ прогнозирует ухудшение ситуации дочерних отделений российских банков, опирающихся на ликвидность, которую предоставляют материнские российские банки. Как это скажется на белорусской банковской сфере?
Надежда Ермакова: Сами банки не предполагают какого-то ухудшения ситуации. Если уменьшится фондирование в долларах США, евро, то в российских рублях оно останется. Для нас, для Беларуси, это не страшно, потому что расчеты между белорусской и российской стороной идут и в долларах, и в евро, и в российских рублях - в зависимости от контракта. Сегодня газовые компании России берут российский рубль за газ. Поэтому для нас проблем нет, что уменьшится объем ресурсов в банковской системе. Возможно, пройдет переориентация с одной валюты на другую. Но никаких проблем это не создает. Банки провели стресс-тестирования, мы с каждым банком вместе эти вопросы рассматривали. Проблем мы не видим.
А в целом как санкции против России отразились на белорусской экономике?
Надежда Ермакова: Проблемы есть. Санкции повлияли на снижение российского рубля. Где-то замораживаются платежи, но у нас тоже есть возможность перевести в другие банки контракты, платежи по которым стопорятся в российских банках. Это тот вопрос, который клиенты должны отрабатывать с банками. Можно через Беларусбанк проводить, можно через Белагропромбанк. Они имеют очень разветвленную сеть корреспондентских счетов за рубежом - можно работать. Для клиентов в этом плане проблем нет.
За счет каких товарных позиций удалось достигнуть положительного сальдо внешней торговли за январь-август 2014 года в размере более $650 млн и учитывает ли данная цифра сумму перечисляемых в бюджет Российской Федерации пошлин на нефтепродукты?
Надежда Ермакова: Основной вклад в положительное сальдо внесло сокращение импорта товаров почти на 8%. В частности, улучшение результатов внешней торговли товарами в значительной степени обусловлено сокращением импорта по группе промежуточных неэнергетических (на 13,3%, или на $1,5 млрд) и инвестиционных товаров (на 15,7%, или на $0,6 млрд). Пошлины на нефтепродукты, перечисляемые в бюджет России, в расчете сальдо внешней торговли не учитываются, так как отражаются по счету вторичных доходов платежного баланса.
Столкнулся с ситуацией, когда банк под разными предлогами не выполняет судебное решение по списанию средств со счетов должника. Мне нужно подавать в суд или сначала обратиться с письмом к вам?
Надежда Ермакова: Представленная информация не позволяет в полной мере судить о характере проблемы и причинах, по которым банк не произвел списание денежных средств. Предлагаю, прежде всего, обратиться в банк за разъяснением, по каким основаниям он не выполняет решение суда, и в случае, если им не будут представлены правовые обоснования данного неисполнения, обратиться в суд за разъяснением порядка дальнейших действий.
При этом Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.10) и Уголовным кодексом (статья 423) установлены меры ответственности за неисполнение решения суда, начиная от значительного штрафа и заканчивая лишением виновного должностного лица банка права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Надежда Андреевна, насколько мы продвинулись в вопросе разработки новой страновой программы с МВФ, если брать в расчет итоги миссии, которая завершила свою работу накануне?
Надежда Ермакова: Шел бы разговор о новой программе или нет, эта миссия все равно бы приехала. Ее роль состояла в том, чтобы изучить ситуацию, которая складывается в Беларуси: как страна двигается по выполнению рекомендаций МВФ, которые фонд давал, когда мы брали у них последний кредит, который практически полностью возвратили. Докладывать о результатах своей работы совету директоров МВФ миссия не будет.
Каких-то договоренностей о новой программе не могло быть. Это решается на совершенно другом уровне.
Во время вчерашней встречи в правительстве премьер-министр дал дополнительные разъяснения экспертам МВФ по поводу того, как мы движемся по пути выполнения рекомендаций фонда. Правительство готово выполнять рекомендации МВФ, но в разумных пределах. Потому что мы идем по своему пути развития.
Если говорить о программе, то вопрос денег для Беларуси не самый главный. Для нас основное - это повышение привлекательности страны для иностранного инвестора. В Беларуси заинтересованы в технической помощи МВФ в вопросе, каким образом делать структурные преобразования в экономике. Но они же не бывают один к одному во всех странах, в каждой стране они свои.
Для нас самое главное то, что мы работаем, движемся, совершенствуемся, чтобы создать в стране условия для инвесторов, который придет к нам именно с производственным бизнесом и вложит в нашу страну деньги. Это для нас важнее, чем просто получить кредит от фонда. А деньги мы и сами можем заработать. И мы видим, что мы можем их заработать. В текущем году снижается импорт, растет экспорт. На последний показатель повлияло то, что увеличились продажи калийных удобрений.
В плане развития производств в Беларуси многое сделано: построены новые, модернизированы имеющиеся. Это тоже даст дополнительный экспорт. Надо грамотно работать с точки зрения эффективного вложения денег, в том числе денег населения во вкладах.
Источник: БелТА