Госстандарт и Минздрав вправе устанавливать особенности процедур оценки соответствия реализуемых на территории Беларуси товаров требованиям техрегламентов Таможенного союза. По мнению экспертов, переход на выполнение требований технических регламентов Таможенного союза теперь станет более планомерным и менее болезненным для бизнеса.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2013 г. № 45 "О некоторых вопросах проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия реализуемых на территории Республики Беларусь товаров требованиям технических регламентов Таможенного союза" (вступает в силу с 26 января 2013 года)Госстандарт и Минздрав уполномочены устанавливать по согласованию с Минэкономики и другими заинтересованными республиканскими органами госуправления в технических нормативных правовых актах особенности проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия реализуемых на территории Республики Беларусь товаров требованиям технических регламентов Таможенного союза. При этом будут учитываться сложность и специфические особенности товаров, их потенциальная опасности для потребителей и окружающей среды, объемы поставляемых товаров на рынок Республики Беларусь, условия их реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также длительность проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия и технические возможности испытательной базы в Республике Беларусь.
Этот документ позволит сгладить трудности переходных периодов по внедрению технических регламентов Таможенного союза и оперативно принимать решения, предупреждать негативные последствия для экономики, связанные с наличием проблем в области технического регулирования в Таможенном союзе.
Как пояснили в Госстандарте, решениями соответствующих органов Таможенного союза и Евразийского экономического союза по введению технических регламентов Таможенного союза предусмотрены переходные периоды, которые на территории каждого их государств-членов Таможенного союза имеют свои особенности, обусловленные тем, что до введения указанных технических регламентов национальное законодательство в области оценки (подтверждения) соответствия каждого из государств имело существенные различия.
Например, перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Республике Беларусь, был на порядок меньше, чем в Российской Федерации. В связи с этим многие юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь не могут воспользоваться возможностями переходного периода, применяя для реализации продукции ранее выданные им в ходе обязательных процедур оценки соответствия документы, подтверждающие безопасность товара. Это вынуждает их проводить подтверждение соответствия своей продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, в то время как такая же продукция на территории других государств может в течение переходного периода выпускаться без подтверждения ее соответствия требованиям технических регламентов.
Процедуры оценки соответствия, и особенно испытания продукции, требуют определенных затрат со стороны изготовителей и продавцов продукции. Для некоторых категорий продавцов, особенно малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, приобретающих и реализующих небольшие партии товаров, удельные затраты на подтверждение соответствия в пересчете на единицу товара могут быть существенно выше по сравнению с затратами изготовителей на эти цели.
Следует учитывать, что формирование испытательной базы для выполнения требований каждого технического регламента пока в Таможенном союзе не завершено, что вызывает определенные трудности для изготовителей продукции, импортеров и продавцов.