Выручка рекламных организаций в Беларуси от реализации продукции, работ, услуг в области рекламы в 2012 году увеличилась и составила Br901 млрд., или 219% к уровню 2011 года. Об этом сообщила заместитель министра торговли Ирина Наркевич во время онлайн-конференции на тему "Какие изменения ждут рекламный рынок Беларуси?", прошедшей 17 июня на сайте БЕЛТА.
В 2012 году расходы отечественных производителей на рекламу составили Br1281,6 млрд., или 199% к 2011 году. Крупнейшими сегментами рекламного рынка являются наружная и телевизионная реклама. На наружную приходится 22% в общем объеме расходов на рекламу, на телерекламу - 20,9%. При этом расходы и на наружную, и на телерекламу возросли и составили соответственно 207% и 170% к 2011 году. В первом квартале 2013 года расходы рекламодателей на наружную рекламу увеличились на 75% по отношению к аналогичному периоду 2012 года.
"Мы оцениваем белорусский рекламный рынок как развивающийся и динамичный. Хотя это и достаточно молодой рынок, который сформировался за последнее десятилетие", - заявила Ирина Наркевич.
По данным Национального статистического комитета, в 2012 году в Беларуси насчитывались 673 субъекта хозяйствования, основным видом деятельности которых является реклама - на 30 организаций больше, чем в 2011 году. "Это, прежде всего, те предприятия, у которых рекламная деятельность указана в качестве основной. При этом производители, продавцы, сетевые компании, компании по предоставлению услуг также могут заниматься рекламой", - уточнила замминистра торговли.
На рекламном рынке Беларуси преобладают организации частной формы собственности - почти 94,7% рекламных агентств. Доля субъектов хозяйствования с государственной формой собственности составляет чуть более 1%, с иностранной - около 4%.
Рынок наружной рекламы выступает особым сегментом рекламного рынка и является показателем ситуации на нем в целом. Эта реклама, по оценке замминистра, оказывает существенное влияние на развитие социально-экономической инфраструктуры населенных пунктов, их художественно-архитектурное оформление.
В Беларуси функции операторов наружной рекламы (организаций, предоставляющих собственные рекламные конструкции для размещения наружной рекламы третьих лиц - рекламодателей) выполняют 153 организации, 24% из которых - индивидуальные предприниматели. По состоянию на 1 января 2013 года операторам принадлежало около 10 тыс. полей рекламных конструкций, из которых на долю государственных операторов приходится 12%, частных - 88%. Сеть рекламных полей операторов наружной рекламы постоянно растет: по сравнению с 2007 годом количество принадлежащих им рекламных конструкций увеличилось почти в три раза.
Развитие сети наружной рекламы обеспечивается за счет установки рекламных конструкций (щиты, настенные рекламные конструкции, рекламные вывески) не только операторами, но и самими рекламодателями. По словам Ирины Наркевич, в этой ситуации никто не доминирует, рынок конкурентен, и наружная реклама может развиваться очень активно. При этом на развитие рынка влияют как количество, так и разнообразие используемых рекламных конструкций.
Замминистра торговли обратила внимание на проблему в больших городах, в центре которых сконцентрированы исторические здания, их нежелательно закрывать наружной рекламой. "Москва сейчас старается полностью центр города очистить, если взять Париж, Амстердам и ту же близкую нам по союзной "тройке" Астану, - в центре там нет рекламы. Применяется определенный концептуальный подход, законодательно закреплено, каким должен быть облик городов", - подчеркнула Ирина Наркевич.
По ее оценке, все это вместе обеспечивает устойчивый рост доходов местных бюджетов (такие доходы являются косвенным показателем ситуации на рынке наружной рекламы). "Этот показатель важен, так как поступления от наружной рекламы заложены в качестве источников финансирования развития городской инфраструктуры, архитектурных ансамблей", - сказала она. Так, в 2012 году в бюджеты областей и Минска от размещения (распространения) наружной рекламы поступило Br38,1 млрд. (168% по отношению к 2011 году, в 4 раза больше, чем в 2007 году). Замминистра также обратила внимание на то, что для обеспечения поступлений от наружной рекламы в бюджет необходимо, чтобы все используемые конструкции были учтены.
Источник: БелТА