Производство любой современной техники – компьютеров, автомобилей, станков, всевозможного оборудования – практически невозможно без использования драгоценных металлов. Они могут находиться как в самом применяемом в производстве сырье и сплавах, так и в готовых узлах и механизмах, а соответственно – и в образующемся ломе, производственных и коммунальных отходах. Операции, связанные с обращением таких металлов, их лома и отходов, являются объектами государственного регулирования и контроля.
О том, какие требования предъявляются к порядку обращения с драгметаллами, о специфике учета имущества с их наличием, особенностях сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов, образовавшихся после списания такого имущества, расскажут начальник отдела нормативного регулирования главного управления драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Александр Римарович и заместитель начальника Государственной инспекции пробирного надзора Андрей Кащей.
Вопросы конференции
Семенов Валентин, Минск:
Какими нормативными правовыми актами регламентируется в Беларуси порядок обращения с драгоценными металлами, ломом и отходами с их наличием? На кого он распространяется?
Александр Римарович: Вопросы деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь регулируются Закон Республики Беларусь от 21 июня 2002 года №110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; декретом от 31 октября 2000 года №21 "О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями"; указом от 1 сентября 2010 года №450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановлением Совета Министров от 25 ноября 1999 года №1838 "Об утверждении Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями"; постановлением Министерства финансов от 15 марта 2004 года №34 "Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней" (Инструкция №34) и постановлением Министерства торговли, Министерства финансов от 31 мая 2011 года №24/34 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 16/66" (Инструкция №24/34).
Информация об этих и других нормативных правовых актах, регулирующих обозначенные вопросы, находится на сайте Министерства финансов (www.minfin.gov.by) в разделе "Деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Ими определена сфера регулирования и субъекты правоотношений, на которых распространяется действие данных нормативных правовых актов.
В частности, статьей 4 закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что субъектами правоотношений в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями являются государство в лице соответствующих госорганов, воинские формирования, иные юридические лица Республики Беларусь, физические лица Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность с драгметаллами и драгоценными камнями на территории республики.
Порядок, установленный Инструкцией №34, должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку (в том числе рекуперацию драгоценных камней) лома и отходов с наличием драгметаллов и драгоценных камней, если иной порядок не установлен актами законодательства.
Требования, установленные Инструкцией №24/34, распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями из драгметаллов и драгоценных камней.
Елена Бабина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Должны ли применять установленный порядок обращения с драгметаллами не ведущие деятельность представительства иностранных организаций, находящиеся на территории республики?
Александр Римарович: Установленный порядок обращения с драгметаллами должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на территории Беларуси, в том числе представительства иностранных организаций.
Елена Горошко, специалист ООО "ЮрСпектр":
Необходимо ли организациям помимо порядка, установленного законодательством, самостоятельно разрабатывать локальные акты, определяющие порядок обращения с драгметаллами? Если да, то какие аспекты следует в них отразить?
Александр Римарович: В соответствии с пунктом 4 Инструкции №34 республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные правительству, при необходимости разрабатывают в установленном порядке и согласовывают с Министерством финансов локальные нормативные правовые акты о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, учитывающие специфику деятельности подведомственных организаций.
С учетом положений Инструкции №34 и локальных ведомственных нормативных правовых актов организации при необходимости разрабатывают стандарты организации, технологические процессы, технологические инструкции, методики и т.д., учитывающие специфику работы с драгметаллами и драгоценными камнями. Эти документы утверждает руководитель организации.
Руководители негосударственных организаций при необходимости на основе Инструкции №34 разрабатывают и утверждают локальные акты, определяющие порядок работы с драгметаллами и драгоценными камнями.
Носов Н., Минск:
На какие виды имущества распространяется порядок учета драгметаллов? Подлежат ли учету драгметаллы, входящие в состав товаров, предназначенных для реализации; оборудования, поступившего на хранение; оборудования, полученного в аренду, лизинг; техники, полученной в рамках договоров об использовании имущества в служебных целях?
Александр Римарович: В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 34 установленный этим документом порядок должны соблюдать юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности, а также воинские формирования, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с драгметаллами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, а также осуществляющие сбор, заготовку, первичную обработку и переработку лома и отходов с наличием драгоценных металлов.
Этот порядок распространяется на ценности, содержащие драгметаллы и драгоценные камни, находящиеся на ответственном хранении, арендованные (лизинг), в том числе по договорам об использовании имущества в служебных целях.
При осуществлении торговли изделиями из драгметаллов и драгоценных камней юридические лица и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться нормами Инструкции № 24/34.
Требования Инструкции № 34 не регламентируют использование, учет и хранение драгметаллов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), а также организациях, обслуживающих (монтирующих и ремонтирующих) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику.
Елена Тихомирова, специалист ООО "ЮрСпектр":
Какие требования предъявляются к организации места хранения лома драгметаллов? Распространяются ли они на списанное имущество, разборка которого с целью извлечения драгметаллов будет осуществляется переработчиком на договорной основе?
Александр Римарович: В соответствии с пунктами 116, 117 Инструкции № 34 хранение лома и отходов драгметаллов осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения.
Лом и отходы драгметаллов должны храниться в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии - комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта.
В этой связи хранение списанного имущества, разборку которого с целью извлечения драгметаллов будет осуществлять переработчик на договорной основе, также осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность его во всех местах хранения.
Корр. БЕЛТА:
В прошлом году в Беларуси был создан ювелирный холдинг на ОАО "Гомельское ПО "Кристалл". Как сейчас работает эта структура, какой сегмент внутреннего розничного рынка ювелирных изделий занимает продукция "Кристалл-холдинга"? Ведутся ли экспортные поставки? Сколько произведено белорусских бриллиантов в 2012 году?
Александр Римарович: Ювелирный холдинг "Кристалл-холдинг" создан на базе трех государственных организаций ювелирной отрасли: ОАО "Гомельское ПО "Кристалл" (управляющая компания), ОАО "Белювелирторг" и ЗАО "Белгран". Зарегистрирован в сентябре 2012 года. В настоящее время холдинг динамично развивается и, несмотря на относительно небольшой период функционирования, демонстрирует внушительные экономические результаты.
Так, по итогам 2012 года объем промышленного производства Гомельского ПО "Кристалл" составил Br357,9 млрд. (темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах – 123,4%), выручка от реализации продукции – Br494,9 млрд. (168%), прибыль от реализации продукции - Br101,4 млрд. (636,7%), чистая прибыль - Br86,0 млрд. (606,6%). В ОАО "Белювелирторг" объем товарооборота в фактических ценах за 2012 год составил Br199,9 млрд., или 170,7% к 2011 году, чистая прибыль - Br15,7 млрд. (705,7%).
В первом квартале 2013 года организации ювелирного холдинга продолжили наращивание объемов производства и реализации продукции, обеспечили рентабельную работу и безусловное выполнение обязательств по расчетам с бюджетом, контрагентами и выплате заработной платы. Так, в Гомельском ПО "Кристалл" в январе-марте текущего года темп роста объемов производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 103,5% в сопоставимых ценах, а товарооборот ОАО "Белювелирторг" возрос на 58,7% (с учетом переданных ему 14 магазинов ОАО "Гомельское ПО "Кристалл").
Создана единая торговая сеть ювелирного холдинга. Совокупная доля участников холдинга в общем объеме продаж ювелирных изделий на внутреннем рынке в 2012 году составила 33% (в 2011 году – 28%). Доля продукции участников холдинга в товарообороте единой торговой сети увеличилась с 49,3% в 2012 году до 52,1% в первом квартале 2013 года.
Продукция "Кристалл-холдинга" пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и поставляется на экспорт. Ювелирные изделия Гомельского ПО "Кристалл" продаются в России, Литве, Казахстане, Украине, бриллиантовая продукция – в Бельгии, Израиле, России, Армении, США.
В 2012 году Гомельское ПО "Кристалл" произвело 234 558 штук бриллиантов общим весом 18 818,24 карат на сумму Br97,3 млрд.
Корр. БЕЛТА:
Сколько лома, содержащего драгметаллы, поступает на переработку? Сколько в Беларусь ввозится драгоценных металлов и драгоценных камней?
Александр Римарович: По статистическим данным, в первом квартале 2013 года на переработку поступило около 90 т лома, содержащего драгоценные металлы (в первом квартале 2012-го – около 106 т).
В январе-марте текущего года импортировано алмазного сырья общей массой около 49,5 тыс. карат (за аналогичный период прошлого года - около 18,7 тыс. карат).
В 2012 году из-за пределов Таможенного союза ввезено около 45,4 тыс. штук золотых и серебряных ювелирных изделий.
Ввоз необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгметаллов, руд и концентратов драгоценных металлов не осуществлялся.
Ирина, бухгалтер ООО:
Сколько раз в год необходимо проводить инвентаризацию драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих?
Александр Римарович: Инвентаризация драгоценных металлов, их лома и отходов в обязательном порядке проводится в случаях, предусмотренных статьей 12 закона от 18 октября 1994 года № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", пунктами 90, 91 Инструкции №34, но не менее одного раза в год перед составлением годовой статистической отчетности, во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.
В гальванических цехах и участках инвентаризация проводится один раз в месяц. По согласованию с Министерством финансов периодичность инвентаризации драгметаллов и драгоценных камней в этих цехах и участках может быть изменена.
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей. Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организаций по их усмотрению.
Н. Левошук, Минск:
Как определяется содержание драгметаллов в имуществе при его поступлении в организацию? В каких случаях допускается определять их содержание комиссионно?
Александр Римарович: В соответствии с нормами Инструкции № 34 содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в том числе импортного производства, определяется по данным, указанным в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах; при отсутствии сведений о наличии драгметаллов в технической документации - по данным лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных Межотраслевой хозрасчетной лабораторией по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе; или по данным, определяемым организацией комиссионно.
Кроме того, организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетные документы вносится запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".
Половикова Любовь Анатольевна, Могилев:
Какие государственные органы контролируют соблюдение требований законодательства об обращении с драгоценными металлами? Какие ошибки наиболее часто допускают субъекты хозяйствования, и какая ответственность за них предусмотрена законодательством?
Андрей Кащей: Контроль в сфере деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями осуществляют Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство финансов, а также иные государственные органы в пределах их компетенции.
Наиболее часто допускаемые ошибки при эксплуатации оборудования связаны с учетом находящихся в нем драгоценных металлов, а также последующим демонтажем такого оборудования и сдачей лома, содержащего драгметаллы, на переработку. В частности, можно отметить следующие типичные ошибки:
не учитываются драгоценные металлы и не проводится их инвентаризация в приборах и устройствах сетей силовой и осветительной электропроводки, системах охранной и пожарной сигнализации, установленных в зданиях;
при ремонте и модернизации оборудования с заменой комплектующих узлов, содержащих драгметаллы, не проводится корректировка соответствующих учетных данных по содержанию драгметаллов в оборудовании, а также не оформляется передача изъятых неработоспособных комплектующих в лом, с последующей сдачей на переработку;
в случае изъятия, при демонтаже оборудования, комплектующих для ремонтно-эксплуатационных нужд не проводится их соответствующее документальное оформление и соответствующая корректировка данных по лому;
не проводится своевременная корректировка формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) "Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих" по результатам проведенных инвентаризаций драгметаллов, что приводит к искажению статданных.
При осуществлении предпринимательской деятельности с драгоценными металлами и изделиями из них на основании лицензии ошибки, как правило, связаны с порядком осуществления такой деятельности.
Административная ответственность в виде штрафа установлена частью третьей статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях: для физических лиц - от 5 до 50 базовых величин; для индивидуальных предпринимателей или юрлиц - от 30% до 100% от стоимости драгметаллов и драгоценных камней во всех видах и состояниях.
Борисевич Александр, Пружаны:
В каких случаях требуется лицензия на осуществление деятельности, связанной с драгметаллами? Например, организация планирует приобрести золотой мерный слиток номиналом в 10 г и передать своему сотруднику в качестве памятного подарка к его юбилею. Вправе ли организация совершить такую сделку, не имея лицензии?
Андрей Кащей: В Беларуси применяется лицензирование деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Требования по лицензированию такой деятельности установлены Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным указом от 1 сентября 2010 года № 450.
В соответствии с пунктом 15 приложения 1 к Положению № 450 получение лицензии обязательно при осуществлении деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, по следующим составляющим работам и услугам:
использование в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
обработка драгоценных камней;
хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
ремонт (реставрация) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;
розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями;
прием от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии;
скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе;
прием в залог изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
сбор и переработка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, поступающих от юридических и физических лиц.
Организация вправе в установленном порядке приобрести золотой мерный слиток и передать своему сотруднику в качестве памятного подарка. Получение лицензии для проведения таких операций не требуется.
Елена Горошко, специалист ООО "ЮрСпектр":
В какие учетные документы вносятся сведения о наличии драгметаллов в имуществе?
Александр Римарович: Сведения о наличии драгоценных металлов в основных средствах, содержащих драгметаллы, указываются в разделе 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта о приеме-передаче основных средств, форма которого утверждена постановлением Министерства финансов от 22 апреля 2011 года № 23.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.3 указа от 15 марта 2011 года №114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" формы первичных учетных документов могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканским органом госуправления по согласованию с Министерством финансов.
При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами госуправления.
Сведения, которые должен содержать первичный учетный документ, определены пунктом 1.4 указа №114. Дополнительные сведения могут вноситься в него при необходимости. Таким образом, организации могут включать информацию о содержании драгметаллов в имуществе в иные первичные учетные документы по основным средствам.
Елена Тихомирова, специалист ООО "ЮрСпектр":
Возможно ли при наличии в паспортах и иных документах на изделия сведений о содержании драгметаллов применять упрощенный способ их учета, то есть определять содержание драгметаллов после списания изделия?
Александр Римарович:
При наличии в паспортах и иных документах на изделия сведений о содержании драгметаллов организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания" (часть третья пункта 34 Инструкции № 34).
Степаненко Антон, Минская обл.:
Меняется ли способ определения содержания драгметаллов в имуществе в случае его дооборудования, реконструкции, модернизации?
Александр Римарович: Запрета на изменение способа определения содержания драгметаллов в имуществе в случае его дооборудования, реконструкции, модернизации Инструкцией № 34 не установлено. Такое решение при необходимости принимается руководителем организации.
Анастасия И.:
В оборудовании содержатся детали, включенные в Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, утвержденный постановлением Министерства финансов от 30.11.2011 №124. Необходимо ли вести учет драгметаллов, входящих в данное оборудование? Допускается ли утилизация деталей, включенных в перечень?
Александр Римарович: Учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, включенных в Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, не производится (часть третья пункта 72-1 Инструкции № 34).
Утилизация изделий, включенных в этот перечень, осуществляется в соответствии с общими требованиями утилизации материальных ценностей (часть четвертая пункта 72-1 Инструкции № 34).
Елена Бабина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Как поступить, если изделие не включено в Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, однако комиссия по драгметаллам, действующая в организации, считает, что извлечение драгметаллов из этого изделия нецелесообразно?
Александр Римарович: Изделия, содержащие драгметаллы и не включенные в указанный перечень, должны учитываться в установленном порядке. После их списания и образования лома драгоценных металлов организация формирует партию лома для сдачи на переработку.
Если действующая в организации комиссия по драгметаллам считает, что извлечение драгоценных металлов из сформированной партии лома нецелесообразно, организация должна действовать в соответствии с постановлением Совета Министров от 24 октября 2006 года № 1411 "О Республиканской комиссии по решению вопросов утилизации лома и отходов с наличием драгоценных металлов и драгоценных камней, переработка которых экономически нецелесообразна".
Юрлица и индивидуальные предприниматели в установленном этим постановлением порядке направляют свои предложения об утилизации партии лома и отходов в Республиканскую комиссию, которая рассматривает поступившие предложения и необходимые документы и принимает решение об утилизации без извлечения драгметаллов и драгоценных камней при условии, что переработка данной партии лома и отходов в целях извлечения драгметаллов и драгоценных камней экономически нецелесообразна.
До получения решения Республиканской комиссии драгметаллы, содержащиеся в ломе, учитываются в установленном порядке.
Иван Турков, Гродно:
Стоимость имущества при его передаче, реализации должна быть не ниже стоимости содержащихся в нем драгметаллов, определенной по расчетным ценам на 1-е число месяца реализации. Имеет ли право организация передать такое имущество безвозмездно? Как определить эту стоимость при применении организацией упрощенного метода учета драгметаллов?
Александр Римарович: Организация вправе осуществить безвозмездную передачу имущества, содержащего драгметаллы, в соответствии с законодательством.
Согласно Инструкции №34 стоимость имущества, содержащего драгоценные металлы, при его передаче (в том числе безвозмездно) или реализации должна быть не ниже стоимости содержащихся в нем драгметаллов, определенной по расчетным ценам на первое число месяца передачи. Отправитель при этом обязан указать в сопроводительных документах наименование, массу находящихся в этом имуществе драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в нем драгметаллов. Это требование распространяется и на имущество, содержание драгметаллов в котором по решению руководителя определяется после списания.
При передаче или реализации такого имущества содержание драгметаллов, входящих в его состав, определяется по данным, указанным в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах. При отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации - по данным лабораторных анализов или сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных РУП МХЛДМ, сведений переработчиков лома и отходов, которые передаются этими организациями на договорной основе; по данным, определяемым организацией комиссионно.
Гудыно М.М.:
В Беларуси есть пункты скупки драгметаллов и лома от населения. К какой форме собственности относятся эти субъекты хозяйствования?
Александр Римарович: В соответствии с подпунктом 1.20 ст. 10 закона от 15 июля .2010 года №169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства" скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, за исключением их скупки для использования в собственном производстве ювелирных изделий, относится к видам деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства. Этот вид деятельности является лицензируемым.
Скупку указанных ценностей осуществляет РУП "Белскупдрагмет" в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, а также субъекты хозяйствования различных форм собственности, использующие их в собственном производстве ювелирных изделий.
Басич Алексей, Минск:
Как перерабатывается сданный лом или ювелирные украшения? Сколько поступает такого сырья и как регулируются цены на него?
Александр Римарович: Лом ювелирных изделий, скупаемый РУП "Белскупдрагмет" у населения, поступает в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов, разрабатывается (проходит стадию подтверждения содержания драгметаллов), объединяется, частично реализуется ювелирным предприятиям для производственных нужд, а оставшаяся часть направляется на переработку для получения банковских слитков.
Информация об объемах драгметаллов в изделиях и ломе, поступающих в Государственное хранилище ценностей Минфина от скупки, является конфиденциальной.
Скупочные цены формируются Министерством финансов в соответствии с Инструкцией о порядке формирования цен на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), принимаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и отпускаемые из него, а также на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими кредитно-финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц), утвержденной постановлением Министерства финансов от 11 июля 2011 года № 54.
Елена Бабина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Равнозначны ли понятия "лом, содержащий драгоценные металлы" и "лом драгоценных металлов", употребляемые в Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина от 15.03.2004 №34? Если нет, то в чем их отличие для целей учета?
Александр Римарович: Понятия равнозначны. В новой редакции закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси, используются термины "лом и отходы драгоценных металлов", "отходы драгоценных камней". После принятия нового закона нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с ним.
Ждан Иван Петрович, Минск:
Нужно ли в акте демонтажа на изъятые детали при применении упрощенного способа указывать соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения этих деталей их номенклатуре и конструктивному исполнению, предусмотренным паспортом или формуляром? Определяется ли такое соответствие при разборке техники, на которую отсутствует описание ее внутреннего исполнения?
Александр Римарович: При демонтаже на изъятые детали, узлы, комплектующие изделия составляется акт демонтажа (изъятия), в котором указываются отдельно наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных металлов и их сплавов и отдельно наименование, количество ценностей, содержащих драгоценные металлы, в том числе и с покрытием драгоценными металлами, содержание в них драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие.
В случае, когда в учетных документах учинена запись "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания", допускается не отражать в акте демонтажа (изъятия) количество драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях.
В акте демонтажа (независимо от способа учета, наличия на оборудование технической документации и исполнителя разборки) отражается соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих (в том числе установленных на платах), а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром.
Кроме того, в акте отражаются комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте, другие причины).
Разборка списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгоценных металлов, перерасчет содержания драгметаллов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) могут производиться организацией-собственником оборудования, переработчиком или другими сторонними организациями на договорной основе, в том числе совместно со сдатчиком оборудования (лома). Во всех случаях с обязательным участием компетентных специалистов.
Елена Тихомирова, специалист ООО "ЮрСпектр":
Согласно норме Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней постановка на учет драгметаллов и драгоценных камней в виде лома и отходов производится с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации. Каков порядок разработки, утверждения и применения этих нормативов?
Александр Римарович: Постановка на учет драгметаллов и драгоценных камней в виде лома и отходов производится с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации.
Допускается использовать в качестве справочных (без согласования с РУП МХЛДМ) данные, содержащиеся в справочниках (перечнях) ранее существовавших Министерства электронной промышленности, Министерства оборонной промышленности и других отраслей промышленности бывшего СССР, управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР и его территориальных инспекций пробирного надзора, в том числе по Белорусской ССР, а также разработанных в Российской Федерации, в том числе и в части, касающейся отраженных в них нормативов возврата (износа) драгоценных металлов (часть вторая пункта 49 Инструкции №34). В случае отсутствия необходимой информации в имеющихся справочниках эту информацию можно получить в РУП МХЛДМ по отдельному запросу с учетом конкретных условий эксплуатации оборудования и применяемой технологии.
Организации могут при необходимости разрабатывать с учетом специфики производства собственные перечни (справочники) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, и отражать в них нормативы возврата (износа) драгоценных металлов. Эти перечни, кроме перечней по изделиям военной и специальной техники, должны быть согласованы с РУП МХЛДМ.
Елена Горошко, специалист ООО "ЮрСпектр":
В каких случаях производится корректировка учетных данных о содержании драгметаллов в имуществе, в ломе и отходах?
Александр Римарович:Корректировка учетных данных о содержании драгметаллов в имуществе, в ломе и отходах может производиться по результатам проведения инвентаризации в соответствии с актом демонтажа (первичной обработки лома) или в соответствии с актом приемки лома и отходов.
Киватыцкая Наталья, Марьина Горка:
В соответствии с правилами бухучета детали и узлы, лом, поступившие от списания имущества, отражаются в бухучете в стоимостной оценке на дату их оприходования на склад. На основании норм Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней стоимость лома, содержащего драгметаллы и полученного от списания имущества, устанавливается при его отгрузке на переработку, а до отгрузки лом учитывается в количественном выражении. Как правильно учесть лом в бухучете? Можно ли его оприходовать в условной стоимостной оценке, а на дату отгрузки на переработку произвести корректировку его стоимости? Допустимо ли учитывать лом до отгрузки на переработку только в количественном выражении?
Александр Римарович: В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов от 12 ноября 2010 года №133, фактическая себестоимость материалов, полученных от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 "Материалы" (субсчет 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы") и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Таким образом, лом и отходы, содержащие драгметаллы, полученные от разборки или демонтажа основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету по счету 10 "Материалы" по чистой стоимости реализации или по ценам возможного использования.
В соответствии с пунктом 75 Инструкции №34 стоимость лома и отходов, содержащих драгметаллы, устанавливается при отгрузке на переработку с учетом стоимости содержащихся в них драгметаллов. Согласно пунктам 77-78 Инструкции №34 в случаях, когда во время приемки лома и отходов, содержащих драгметаллы, и составления акта приемки лома и отходов драгметаллов обнаружены расхождения с данными сдатчика, переработчик уведомляет об этом сдатчика. Сдатчик в установленном порядке корректирует учетные данные по драгметаллам в бухгалтерской документации. На основании акта приемки лома и отходов, содержащих драгметаллы, в бухгалтерском учете производится корректировка стоимости лома, учтенного на счете 10 "Материалы" (субсчет 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы").
Елена Тихомирова, специалист ООО "ЮрСпектр":
При незначительном объеме образования лома и отходов, содержащих драгметаллы, допускается их сдача переработчику по мере накопления минимальных количеств драгметаллов, обеспечивающих безубыточность переработки. Какой объем минимального количества драгметаллов, обеспечивающих безубыточную переработку, для единичной поставки установлен на 2013 год? Каким образом организации определить размер единичной поставки, если ею выбран упрощенный способ учета драгметаллов и их количество на дату отгрузки неизвестно?
Александр Римарович: В соответствии с Инструкцией №34 минимальное содержание драгоценных металлов в единичной поставке лома и отходов, обеспечивающее безубыточную переработку, устанавливается переработчиками - организациями, осуществляющими сбор и переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, имеющими соответствующую лицензию Министерства финансов.
При заключении договора на переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, переработчик определяет минимальный объем драгметаллов, обеспечивающий безубыточность переработки. При этом учитывается вид лома и отходов, сумма затрат на их переработку в зависимости от технологии переработки, средние цены на драгметаллы.
Елена Горошко, специалист ООО "ЮрСпектр":
Какие документы должен получить сдатчик от переработчика по результатам разборки оборудования, содержащего драгметаллы?
Александр Римарович: По результатам разборки оборудования, содержащего драгметаллы, сдатчик получает от переработчика документы, определенные договором. Такими документами могут быть акт выполненных работ или акт демонтажа (изъятия).
Муштукова Татьяна, г.Береза:
Как определяется стоимость выявленных при инвентаризации недостач и излишков лома, содержащего драгметаллы?
Александр Римарович: При выявлении излишков лома драгоценных металлов производится постановка на учет данного лома. Он учитывается по наименованию драгметаллов, виду лома, массе лома в лигатуре и массе в чистоте драгметаллов. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается по наименованиям и количеству изделий (часть вторая пункта 33 Инструкции № 34).
При выявлении недостач при определении стоимости драгметаллов, находящихся в ломе, применяются расчетные цены, установленные на первое число месяца установления недостач.
Булыгин И.Т.:
Организация сдает в "Белвтормет" старый автомобиль или телевизор, холодильник. В составе комплектующих есть определенное содержание драгметаллов. Нужно ли их извлекать, прежде чем машина попадет под пресс? И кто выполняет эти операции - сдатчик или переработчик? Куда затем направляется добытый из лома драгметалл?
Александр Римарович: В соответствии с требованиями пункта 70 Инструкции № 34 списание находившихся в эксплуатации оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, осуществляется в установленном порядке. В актах списания должны указываться масса (содержание) драгметаллов и драгоценных камней, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгметаллов и драгоценных камней, подлежащих оприходованию в виде лома, за исключением случая, предусмотренного частью третьей пункта 34 инструкции.
После утверждения акта списания находившихся в эксплуатации оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы.
Разборку списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгметаллов, перерасчет содержания драгметаллов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) может производить переработчик или другие сторонние организации на договорной основе, в том числе совместно со сдатчиком оборудования (лома).
Корр. БЕЛТА:
Какие планируются изменения в сфере регулирования деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями?
Александр Римарович: В настоящее время уже принят в первом чтении проект новой редакции Закона Республики Беларусь "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Подготовка новой редакции закона обусловлена значительными изменениями, произошедшими за последние годы в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, необходимостью систематизации законодательства и сокращения количества законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере. В частности, в законопроект включены нормы декрета от 31 октября 2000 года №21 "О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями" и постановления Совета Министров от 25 ноября 1999 года № 1838 "Об утверждении правил совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Вопросы деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями нашли отражение в договорно-правовой базе Таможенного союза и единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Уже действует Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с этим документом в республике унифицированы требования и порядок осуществления контроля при совершении внешнеэкономических операций с драгметаллами и драгоценными камнями. В Беларуси создан специализированный пункт таможенного оформления драгметаллов и драгоценных камней, осуществляется процедура государственного контроля указанных товаров.
Подготовлен и проходит согласование проект Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на единой таможенной территории Таможенного союза.
С учетом всех этих изменений, закон изложен в новой редакции.
законопроекте закреплены ключевые принципы и нормы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь. Определены цели и способы госрегулирования и полномочия органов госуправления по данному вопросу (статья 3).
Предложены основные термины и даны их определения с учетом унификации законодательства Таможенного союза, а также широкой сферы применения драгоценных металлов и драгоценных камней.
С целью исключения вовлечения драгметаллов и драгоценных камней в незаконный оборот в законопроекте (статьи 20 и 21) четко установлены некоторые ограничения и запреты на проведение операций с драгметаллами и драгоценными камнями. В частности, не допускается совершение операций по покупке у физических лиц и продаже физлицам самородков драгоценных металлов, государственных наград Республики Беларусь из драгметаллов и драгоценных камней и др.
Совершение сделок с драгметаллами и драгоценными камнями между физлицами допускается в форме дарения драгоценных металлов, их наследования, а также коллекционирования монет из драгметаллов, купли-продажи ювелирных и других бытовых изделий, имеющих оттиск государственного пробирного клейма Республики Беларусь, а также старых изделий с оттиском клейма СССР.
После принятия закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях в новой редакции действующие нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с ним.
Неверов Яков Васильевич, Новополоцк
Почему в РБ не налажен сбор старой аппаратуры, которая содержит драглом. Имеется в виду радио-, телеаппаратура, мобильные телефоны и др. В настоящее время, как правило, население выносит эту аппаратуру к подъездам или в мусор.
Андрей Кащей: В Беларуси налажен сбор и переработка лома, содержащего драгметаллы, в виде отходов производства субъектов хозяйствования, которые сдают лом на утилизацию и оплачивают эту утилизацию. Переработка и утилизация лома, о котором идет речь в вопросе (старая радио- и телеаппаратура и т.д.), с экономической точки зрения нерентабельна, так как стоимость извлеченных из него драгметаллов не покрывает расходы на его утилизацию. То есть их утилизацию кто-то должен оплачивать. В этой связи недавно принят указ №313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который начал действовать в прошлом году и предусматривает урегулирование этого вопроса путем создания комплексной системы утилизации отходов потребления. Речь идет не только об извлечении драгметаллов, так как это не покроет расходы на утилизацию, а о комплексном извлечении всех возможных вторичных ресурсов. Чем выше будет доля извлеченных и вовлеченных в оборот вторичных ресурсов, тем дешевле и рентабельнее будет их переработка. Средства на организацию такой переработки будут аккумулироваться в специальных фондах, которые создаются в соответствии с указом №313 и формируются за счет взносов импортеров и производителей товаров и тары. Мы очень надеемся, что реализация указа №313 позволит этот вопрос решить.
Корниенко Алексей Александрович, Красноярск, Россия:
Предложенный законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", основываясь на комментариях в СМИ, направлен на гармонизацию с казахстанским и российским законодательствами и устраняет дублирующие и невостребованные нормы. Помимо этих важных изменений, будут ли представлены предложения по совершенствованию Таможенного кодекса Таможенного союза в составе рассматриваемого законопроекта? Если да, то какие? С уважением, Корниенко Алексей, начальник отдела переработки и экспорта ОАО "Красцветмет".
Андрей Кащей: Законопроект, о котором идет речь, безусловно, основан на общих принципах межгосударственных соглашений, выработанных в рамках Таможенного союза. В нем мы, конечно, привели свою терминологию в соответствие с применяемой в этих соглашениях. Что касается Таможенного кодекса, то он регулирует другие вопросы: ввоза-вывоза и тарифного регулирования, которых не касается рассматриваемый законопроект, направленный на внутреннее регулирование.
Источник: БелТА