Контрольно-надзорную деятельность отрегулируют новым указом

22 мая 2024

Проект Указа о контрольно-надзорной деятельности рассмотрен на совещании у Президента Беларуси.

По итогам совещания Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с руководителями регионов доработать проект указа, оформив его как отдельный новый документ. После заключения Комитета госконтроля по доработанному проекту он вновь будет внесен на рассмотрение Главы государства. На эту работу отведен срок до августа т.г.

Как пояснил Первый заместитель председателя Совета Министров Николай Снопков, принятие указа позволит существенно снизить вмешательство контролеров в текущую деятельность предприятий, не ослабив при этом контроль в жизненно важных сферах, своевременно выявлять системные нарушения законодательства и негативные тенденции в экономике и социальной сфере.

В проекте указа прописаны два ключевых направления:

1) минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.

«В этих целях проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства», – цитирует Первого вице-премьера БЕЛТА.

Планируется ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера. Это, по мнению разработчиков документа, существенно упорядочит практику их проведения. В КоАП будет предусмотрена ответственность проверяющих за невыполнение этой обязанности.

По словам Николая Снопкова, перечень мероприятий технического (технологического, проверочного) характера и порядок их проведения заложены в проект указа. Сейчас он определяется Советом Министров. «Данные мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности. Основной целью этих мероприятий является предупреждение возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний путем проведения постоянного превентивного контроля и надзора», – пояснил Первый вице-премьер.

«Указанный перечень оптимизирован путем исключения дублирующих функций. Сокращается около 20 мероприятий. А также установлено ограничение по проведению этих мероприятий. Около половины из них будет проводиться в 2 раза реже, чем существующие сроки», – рассказал Николай Снопков.

Одновременно проект указа предусматривает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Предусмотрена обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в установленный срок. Этот срок может быть продлен однократно по ходатайству проверяемого субъекта.

Предусмотрен запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должность.

Расширяется перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или Комитет государственного контроля. К таким нарушениям предлагается отнести проведение мониторинга в местах, не являющихся общедоступными, без получения письменного согласия субъекта; требование о представлении в ходе мониторинга документов и информации, которая не предусматривается мониторингом; требование в ходе проведения мероприятия технического характера сведений и документов, не относящихся к объекту проверки или к объекту, в отношении которого проводится это мероприятие.

Вводится система оценки эффективности работы контролирующих надзорных органов, исключающая привязку к штрафам. В приоритете будет то, как эта работа и конкретная проверка повлияли на эффективность деятельности предприятия. В качестве таких критериев планируется установить удельный вес предупредительно-профилактических мероприятий от всех проведенных; удельный вес отмененных решений или требований от внесенных; удельный вес обоснованных жалоб на действия контролеров в общем количестве жалоб. Соответствующие критерии будут определены Правительством в отношении подчиненных ему органов. Органы и организации, подчиненные Президенту, такие критерии разработают самостоятельно;

2) усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан.

В этих целях проектом указа установлена возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек. Расширен перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму более 2 тыс. базовых величин (на данный момент 80 тыс. руб.).

Расширяется перечень оснований для назначения внеплановых проверок субъектов в течение 2 лет со дня их регистрации. К таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства, поручения судов по находящимся в производстве делам, продолжение совершения нарушения, выявленного в ходе мониторинга.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup