25 июля 2022 г. вступит в силу новая редакция Закона № 129-З*, которая предусматривает значительные изменения в порядке уплаты таможенных платежей, налогов и взыскания задолженности по ним.
На вопросы читателей о новациях и их применении на практике ответила Людмила Владимировна Дрозд, специалист таможенного дела, имеющая большой опыт работы в ГТК Республики Беларусь.
Как после вступления в силу Закона № 129-З, в редакции Закона № 121-З, плательщик узнает, что у него имеется задолженность по таможенным платежам?
Имеется ли у плательщика срок для добровольной уплаты таможенных платежей после получения уведомления?
Предусмотрены ли новой редакцией Закона № 129-З какие-либо преимущества для плательщиков, которые исполнили обязанность по уплате таможенных платежей в срок для добровольной уплаты?
Может ли плательщик узнать о наличии у него задолженности по таможенным платежам каким-либо иным способом (без получения уведомления)?
Определен ли в новой редакции Закона № 129-З срок, по истечении которого таможенные органы не осуществляют взыскание таможенных платежей? Каким образом просчитывается этот срок?
Определены ли новой редакцией Закона № 129-З случаи, когда уведомление не направляется плательщику?
В настоящее время в отношении товаров, по которым при ввозе выявят занижение таможенной стоимости, в зависимости от суммы подлежащих уплате таможенных платежей таможенные органы начнут административный либо уголовный процесс (если сумма таможенных платежей составляет размер, превышающий 3 000 базовых величин). Он заключается в следующем:
1) товары изымаются (арестовываются) таможенными (правоохранительными) органами в качестве предметов административного правонарушения либо уголовного преследования;
2) в отношении таких товаров начинается процедура взыскания таможенных платежей, исчисленных исходя из реальной стоимости товаров.
Плательщик может самостоятельно произвести уплату таможенных платежей, либо таможенные органы произведут их взыскание путем списания денежных средств со счетов плательщика в банке;
3) после принятия судом решения о возврате изъятых (арестованных) товаров и после их таможенного декларирования уплаченные ранее таможенные платежи возвращаются плательщику.
То есть у декларанта вначале изымаются товары, взыскиваются денежные средства, а впоследствии (при совершении определенных действий в отношении товаров) такие денежные средства ему возвращаются. Такие действия наносят серьезный урон деятельности субъекта хозяйствования.
Меняется ли вышеуказанная процедура с 25 июля 2022 г.?
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства, установленного налоговым или таможенным законодательством, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено частью третьей п. 2 ст. 55 Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины). То есть при начислении пени ее размер может (но не должен) превышать сумму таможенного платежа.
Предусмотрены ли новой редакцией Закона № 129-З какие-либо послабления в части взимания пени?
Положения части второй п. 3 ст. 68 ТК ЕАЭС разрешают производить обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Такие действия позволяют в отношении этих товаров прекратить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Появится ли у организаций, осуществляющих ВЭД, такая возможность прекращения обязанности по уплате таможенных платежей после 25 июля 2022 г.?
Каким образом будут распределяться денежные средства, полученные после реализации товаров, на которые обращено взыскание?
Согласно действующему порядку взыскание таможенных платежей с таможенного представителя, несущего с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, осуществляется после принятия мер по взысканию этих платежей с основного плательщика.
Сохранились ли в новой редакции Закона № 129-З эти подходы?
На практике бывают случаи неправомерного взыскания с организаций таможенных платежей.
Будут ли таможенные органы в таких случаях информировать плательщика о возможности возврата уплаченных денежных сумм?
На практике нередко возникают ситуации, когда организация-импортер не может уплатить в полном объеме таможенные платежи из-за недостатка (отсутствия) денежных средств на счете. В таких случаях организация может обратиться с просьбой погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей к кому-нибудь из партнеров.
1. Сохраняется ли данная возможность у организации после 25 июля т.г.?
2. Как организации, уплатившей за плательщика таможенные платежи и пени, подтвердить данный факт уплаты?
В период действия новой редакции Закона № 129-З организация по решению собственника будет находиться в процессе реорганизации.
Если в этот период в ее учете будут числиться товары, находящиеся под таможенным контролем, какова процедура уплаты таможенных платежей?
Новая редакция Закона № 129-З предусматривает направление плательщикам уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее – уведомление). Для добровольной уплаты таких платежей отводится 10 рабочих дней со дня получения плательщиком уведомления.
Будет ли таможня в течение этих 10 дней принимать меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей?
Предусмотрено ли Законом № 129-З уменьшение размера пеней, начисленных на сумму утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, если утилизационный сбор будет уплачен в течение 10 рабочих дней со дня получения организацией уведомления?
Возможны ситуации, когда таможенный орган может принять решение о таможенном сопровождении транспортных средств с целью их доставки с таможенной границы ЕАЭС до внутреннего пункта таможенного оформления. Если товары не будут доставлены в таможню назначения, то в отношении таких товаров должны быть уплачены таможенные платежи. Установлена ли в Законе № 129-З солидарная обязанность лиц, осуществляющих таможенное сопровождение, по уплате таможенных платежей?