Министерством труда и социальной защиты подготовлен проект Закона об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения. Документ находится на рассмотрении в профильной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Проектом предусмотрены следующие основные нововведения:
1. Для граждан, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход (НПД).
Предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения.
Данная норма направлена на усиление мер поддержки плательщиков НПД в части формирования будущих пенсионных прав.
Так, по истечении календарного года Фондом в проактивном режиме будет рассчитана сумма взносов на пенсионное страхование, доплата которой позволит плательщику НПД сформировать «полный» страховой стаж.
Таким образом, для каждого плательщика НПД Фондом будет рассчитана сумма разницы между минимальной суммой уплаты взносов в бюджет ФСЗН на пенсионное страхование для формирования полного страхового стража и фактически уплаченной суммой на данный вид страхования в период осуществления деятельности.
Важно! Плательщик НПД самостоятельно принимает решение о необходимости доплаты таких взносов в ФСЗН.
Пример
Гражданин, зарегистрировался в качестве плательщика НПД с 1 января 2024 г. В течение календарного года он отражал доход, который в совокупности составил 20 000 руб. Из полученного дохода уплатил налог 10 %, равный 2 000 руб. (отказался от налогового вычета), следовательно, в ФСЗН в качестве взносов поступило 60 % налога – 1 200 руб.
Согласно требованиям пенсионного законодательства для зачета года страхового стажа необходима сумма взносов не менее 29 % от 12 минимальных зарплат – 2 178,48 руб. (626 × 12 × 29 %).
В соответствии с проектом Закона у данного плательщика НПД появится возможность доплатить 978,48 руб. (2 017,48 руб. – 1 200 руб.) для формирования «полного» страхового стажа за 2024 г.
2. Для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога.
Устанавливается дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН из размера минимальной заработной платы с учетом получаемого дохода. При этом учитывается чистый доход за вычетом расходов.
· Для ИП, получивших доход за календарный год до 12 минимальных заработных плат (МЗП) – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 % из фактического дохода (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).
· Для ИП с доходом за календарный год от 12 МЗП до 12 средних заработных плат по республике (СЗП) – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 % из 12 МЗП (аналогично, как в действующем законодательстве).
· Для ИП с доходом за календарный год от 12 СЗП до 60 СЗП – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 % из 24 МЗП (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).
· Для ИП с доходом за календарный год более 60 СЗП – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 % из 36 МЗП (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).
Важно! Для ИП, плательщиков единого налога, сохраняется действующий порядок: взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 % от МЗП за месяцы уплаты единого налога.
Примеры
1. ИП заключил договор аренды на 2024 г., в рамках которого ежемесячно получает 500 руб. Годовая сумма дохода составит 6 000 руб.
В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда 2 629,2 руб. (626 × 12 × 35 %).
По проекту Закона взносы в ФСЗН составят 2 100 руб. (6 000 × 35 %).
2. У ИП мелкое производство, в результате которого доход за 2024 г. составил 30 000 руб., а расходы сложились в размере 5 000 руб.
Годовая сумма дохода для расчета взносов в ФСЗН составит 25 000 руб. (30 000 руб. дохода – 5 000 руб. расходов).
В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда 2 629,2 руб. (626 × 12 × 35 %).
По проекту Закона взносы в ФСЗН составят 2 629,2 руб. (из расчета 12 МЗП, так как доход ИП – более 12 МЗП, но менее 12 СЗП).
3. ИП осуществлял деятельность весь год, по итогам 2024 г. доход ИП составил 120 000 руб., расходы – 20 000 руб.
Годовая сумма дохода для расчета взносов в ФСЗН составит 100 000 руб. (120 000 руб. дохода – 20 000 руб. расходов).
В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда 2 629,2 руб. (626 × 12 × 35 %).
По проекту Закона взносы в ФСЗН составят 5 258,4 руб. (из расчета 24 МЗП, так как доход ИП – более 12 СЗП, но менее 60 СЗП).
При расчете использованы следующие величины: МЗП = 626 руб., СЗП = 2 161,1 руб.
3. Упрощается порядок взаимодействия всех ИП с ФСЗН.
Всю нагрузку по администрированию и формированию ИП как социальных, так и пенсионных прав берет на себя Фонд.
Достаточно будет только оплатить сумму страховых взносов, которую Фонд по итогам календарного года сам рассчитает и выставит к оплате на основании данных МНС. Внесение информации в персучет Фонд возьмет также на себя, тем самым ИП смогут забыть про то, как заполнять и представлять форму ПУ-3, – за них это сделает Фонд, при наличии оплаты выставленной суммы. Таким образом, ИП останется только дождаться от Фонда выставленной к уплате суммы взносов и оплатить ее.
4. Для работодателей, выплачивающих заработную плату «в конвертах», и работников, получающих зарплаты «в конвертах».
Для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН – исходя из фактических выплат.
В случае установления факта выплаты заработной платы «в конвертах» для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов – 5-кратная величина СЗП. Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 5-кратной величины СЗП.
Пример
Контролирующими органами установлена выплата заработной платы «в конвертах» 5 работникам организации за апрель 2024 г., один из них получил зарплату в размере 2 000 руб., четверо – в размере 15 000 руб. каждый.
Взносы в ФСЗН за работника, получившего зарплату 2 000 руб., составят 3 781,93 руб. (2 161,1 (СЗП за март) × 5 × 35 %).
Взносы в ФСЗН за работников, получивших зарплату по 15 000 руб., составят 21 000 руб. (15 000 × 4 × 35 %).
Для работников, получающих зарплату «в конвертах», в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
Пример
В документах индивидуального учета доход для будущей пенсии у работников, получивших в апреле 2024 г. заработную плату «в конвертах», составит 626 руб.
5. Устанавливается особый порядок расчета пени на суммы недоимки, возникшей при расчете (перерасчете) пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам).
С учетом новаций по расчету больничных проектом предусмотрено смещение сроков расчета пени для предоставления нанимателю возможности на взыскание переплат пособий для их дальнейшего возмещения Фонду – с месяца выплаты пособия на месяц, следующий за кварталом, в котором переплачено пособие.
Пример
Больничные рассчитываются на основании документов персонифицированного учета. Работодатель выплатил больничный, а после его выплаты откорректировал неверно поданные документы персонифицированного учета. По вине работодателя сложилась переплата больничного. Работодатель должен удержать со своего работника переплаченную сумму больничного.
С учетом новаций законодательства на сумму переплаты пеня будет рассчитана только в случае ее невозмещения по истечении отчетного квартала. Иными словами, сдвигаются сроки расчета для предоставления возможности возврата переплаты сумм больничных.
6. Иные нормы с учетом корректировки смежного законодательства и сложившейся практики работы.
Источник: Минтруда и соцзащиты