Министерство труда и социальной защиты прокомментировало Закон от 02.12.2024 № 41-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2025 год», сообщает БЕЛТА.
Доходы бюджета Фонда планируются на уровне 32,8 млрд. руб., что на 3,2 млрд. руб. больше ожидаемого исполнения 2024 г. Темп роста составил 110,7 %.
Основным источником доходов являются взносы на государственное социальное страхование, которые составят примерно 30 млрд. руб. (91,5 % доходной части бюджета). Запланированы также поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование – 251,6 млн. руб.
Неналоговые доходы бюджета Фонда составят 563,4 млн. руб. «Это доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования, проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами бюджета Фонда, штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и др.», – отметили специалисты.
Субвенции, передаваемые по законодательству из республиканского бюджета в бюджет Фонда на финансирование нестраховых выплат, составят около 2 млрд. руб. «К нестраховым расходам, например, относятся социальные пенсии, отдельные виды пособий, а также пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ним до 3 лет женщинам, не участвующим в социальном страховании и другое», – рассказали в профильном ведомстве. В 2025 г. не планируется привлечение субвенции на сбалансированность бюджета Фонда.
Расходная часть бюджета Фонда запланирована в сумме 32,3 млрд. руб. Темп роста – 113,4 %.
Основную часть бюджета Фонда планируется направить на финансирование пенсий – 25,9 млрд. руб. (более 80 % от расходов), что на 3,3 млрд. руб. больше, чем в 2024 г. Расходы предусмотрены с учетом ежеквартального перерасчета (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) социальных выплат, увязанных с размером БПМ (пособия семьям с детьми, социальные пенсии, возрастные и иные надбавки к пенсиям, пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста); двух перерасчетов (с 1 февраля и 1 августа) ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; повышения трудовых пенсий по возрасту в среднем за год на 13,9 %.
Среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера запланирован на уровне 926 руб.
На финансирование выплат всех видов пособий планируется направить почти 6 млрд. руб. В общей сумме пособий 54,4 % запланировано направить на выплату пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей, что составит 3,2 млрд. руб., из них на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – 1,9 млрд. руб.
Кроме того, из средств бюджета Фонда около 140 млн. руб. будет направлено на решение социально значимых вопросов. В их числе мероприятия по обеспечению занятости населения – 43,3 млн. руб.; санаторно-курортного лечения и оздоровления – 32,5 млн. руб.; специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов – 64,3 млн. руб.
«Расходы на финансирование мероприятий занятости и специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов относятся к категории нестраховых выплат и будут возмещены бюджету Фонда из республиканского бюджета в виде субвенции», – отметили в Минтруда и соцзащиты.
В целом бюджет ФСЗН на 2025 г. сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 501,8 млн. руб.