Налоговое ведомство предлагает распространить единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД) на парикмахерские и салоны красоты. Эту идею поддерживают все областные и Минский городской исполкомы. Минторг – против.
Вопрос о целесообразности распространения единого налога на вмененный доход на иные виды деятельности на основании анализа практики его применения организациями автосервиса рассматривался на очередном заседании рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь.
По мнению Министерства торговли, являющегося регулятором в сфере услуг парикмахерских, введение ЕНВД в этой сфере нецелесообразно. Во-первых, определить объективную величину базовой доходности для исчисления ЕНВД в отношении указанных выше организаций практически невозможно в силу того, что парикмахерские существенно отличаются одна от другой по видам и спектру оказываемых услуг, уровню цен, профессиональной подготовки персонала, технической оснащенности и как итог – по объему выручки.
Во-вторых, существует опасение, что введение ЕНВД приведет к росту цен на услуги парикмахерских и салонов красоты, что негативным образом отразится на индексе цен на платные услуги и, соответственно, приведет к росту потребительских цен;
В-третьих, введение ЕНВД для микроорганизаций, оказывающих услуги парикмахерских и салонов красоты, не принесет существенных дополнительных поступлений в бюджет ввиду их небольшого количества. К тому же не исключена возможность, что часть небольших парикмахерских пополнит ряды нелегалов.
В МНС, в свою очередь, отмечают, что введение системы вмененного дохода направлено на недопущение занижения налоговой базы в связи с имеющим место сокрытием выручки.
Справочно. По результатам мониторинга 131 организации, оказывающих услуги парикмахерских и салонов красоты, проведенного в 2014 г., выручка в среднем на 1 работника в месяц составила 6,8 млн. руб., тогда как по данным, отраженным ими в декларациях, этот показатель составляет 4,8 млн. руб.
По результатам мониторинга в 1-ом квартале 2015 г., проведенного по 31 организациям, оказывающим услуги парикмахерских и салонов красоты, выручка в среднем на 1 работника в месяц – 10,5 млн. руб., по данным их деклараций – 5,3 млн. руб.
По мнению налогового ведомства, ЕНВД в принципе не может обеспечивать индивидуальный подход к плательщику, поскольку построен на вменении определенной усредненной суммы (независимо от заявляемых плательщиком сумм). Вместе с тем, Налоговым кодексом предоставлено право Советам депутатов увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, размер базовой доходности для ЕНВД в зависимости от места осуществления услуг, что решает вопрос различной доходности субъектов в крупных, малых городах и сельской местности.
В МНС обращают внимание на другой проблемный аспект при введении ЕНВД в этой сфере: отсутствие в законодательстве классификатора услуг парикмахерских и салонов красоты, содержащего полный перечень таких услуг.
Данную проблему подчеркивает и Мингорисполком, считая возможным распространение ЕНВД на услуги парикмахерских и салонов красоты при условии закрепления на законодательном уровне классификатора таких услуг.