Налоговое ведомство разъяснило вопросы налогообложения НДС и налогом на прибыль безвозмездной передачи по договорам спонсорской помощи. Речь идет о применении в 2019 году нормы, установленной подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь, в ситуациях, когда безвозмездная передача имущества (работ, услуг) производится субъектами хозяйствования в рамках Указа № 300.
Письмо МНС от 18.06.2019 № 2-1-10/00898-1 "О налогообложении НДС и налогом на прибыль безвозмездной передачи по договорам спонсорской помощи"
В связи с поступающими вопросами по применению на практике в 2019 году нормы, установленной подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), в ситуациях, когда безвозмездная передача имущества (работ, услуг) производится субъектами хозяйствования в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет следующее.
В соответствии с положениями подпункта 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц, производимая на основании:
- нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;
- решений Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов государственного контроля, судов, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, администраций свободных экономических зон, принятых в пределах их полномочий, установленных законодательством;
- решений местных исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их полномочий, установленных законодательством.
Нормативными правовыми актами, определяющими порядок распоряжения государственным имуществом (порядок его передачи и принятия в собственность Республики Беларусь), являются Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294* "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее – Указ № 294), и принятые в соответствии с пунктом 16 Указа № 294 решения местных Советов депутатов, при соблюдении положений которых будут выполняться условия, необходимые для применения норм подпункта 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК.
*Указ № 294 заканчивает свое действие 15.11.2019 в связи с вступлением силу Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 "О распоряжении государственным имуществом" (далее – Указ № 169) (п.22 Указа № 169).
В свою очередь, согласно пунктам 9 и 16 Указа № 294 действие данного Указа и соответствующих решений местных Советов депутатов не распространяются на распоряжение имуществом по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
Необходимо отметить, что согласно Указу № 300 безвозмездная (спонсорская) помощь оказывается организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. Указ № 300 не упоминает в качестве получателей безвозмездной (спонсорской) помощи Республику Беларусь или соответствующую административно-территориальную единицу.
Следовательно, при безвозмездной передаче субъектами хозяйствования имущества (работ, услуг) по договору спонсорской помощи в рамках Указа № 300 с 01.01.2019 нормы, установленные подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31, для целей налогообложения не применяются.
Кроме того, необходимо отметить, что Указ № 294 устанавливает порядок распоряжения государственным имуществом, в том числе порядок принятия в собственность государственного имущества. Работы и услуги не входят в понятие "имущество".
Следовательно, при безвозмездном выполнении (оказании) субъектами хозяйствования работ (услуг) с 01.01.2019 подпункт 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК, для целей налогообложения не применяется.
Вместе с тем специальными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь может быть установлено иное, на что следует обращать внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК для целей исчисления налога на прибыль в выручку не включается стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу.
При этом подпунктами 1.19 и 1.20 пункта 1 статьи 173 НК определено, что при налогообложении не учитываются:
- затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) в виде затрат на их производство (выполнение, оказание) либо приобретение, сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затрат на такую безвозмездную передачу;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов при их безвозмездной передаче, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затраты на такую безвозмездную передачу.
Таким образом, если безвозмездная передача производится в рамках положений Указа № 294, то такая операция не признается реализацией в соответствии с подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК, в иных же случаях хозяйственная операция по безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) для целей исчисления налога на прибыль не отражается ни в выручке, ни в составе затрат, учитываемых при налогообложении.
Заместитель Министра Э.А. Селицкая