Обязанность по ведению плательщиком конкретных учетных документов зависит от применяемого им режима налогообложения и вида уплачиваемых налогов. Об этом говорится в комментарии Главного управления налогообложения физических лиц МНС к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 № 5 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов".
Налоговое ведомство обращает внимание на следующие новации документа:
1) в пункте 4 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов (далее - Инструкция) закреплен ряд терминов и их определений ("документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции», "имущество", "курсовые разницы", "обязательство", "учетный документ", "хозяйственная операция");
2) установлены единые подходы для всех категорий плательщиков в отношении документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, определен перечень таких документов (пункты 6-8 Инструкции);
3) закреплено право плательщиков составлять первичный учетный документ единолично в случаях и порядке, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 (пункт 9 Инструкции);
4) пунктом 13 Инструкции установлен перечень учетных документов, формы которых содержатся в приложении к Инструкции. Обязанность по ведению плательщиком конкретных учетных документов зависит от применяемого им режима налогообложения и вида уплачиваемых налогов;
5) из формы книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), которую ведут плательщики единого налога, исключен Раздел II "Учет товаров, ввозимых из государств членов Евразийского экономического союза". Теперь учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов ЕАЭС, плательщики единого налога будут осуществлять в Части I книги учета сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 94 Инструкции. Учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) плательщики единого налога осуществляют в соответствии с главой 2 Инструкции;
6) частью пятой пункта 13 Инструкции предусмотрено, что в формы учетных документов, установленных Инструкцией, при необходимости детализации учета плательщиками могут вводиться дополнительные графы;
7) плательщикам предоставлено право вместо форм книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книги учета сырья и материалов и книги учета товаров (готовой продукции), установленных Инструкцией, самостоятельно разработать формы таких учетных документов, предусмотрев в них показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) показатели, отражающие учет имущества и его реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности (часть шестая пункта 13 Инструкции);
8) в главах 3-6 и 8 Инструкции закреплен порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов, готовой продукции и товаров, доходов и расходов для плательщиков подоходного налога с физических лиц в зависимости от выбранного ими принципа определения доходов от реализации. Для плательщиков подоходного налога, определяющих доходы от реализации по принципу оплаты, в целом сохранен действовавший ранее порядок учета основных средств и нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров;
9) в главе 7 Инструкции определен порядок учет поступления и реализации товаров в суммовом выражении при осуществлении индивидуальными предпринимателями оптовой торговли;
10) пунктом 90 Инструкции закреплено право индивидуальных предпринимателей разовые выдачи наличных денег на оплату труда производить отдельным лицам по расходным кассовым ордерам, нескольким лицам по платежным ведомостям.