Суммы торговых премий, выплачиваемые поставщиком покупателю за услуги по продвижению товаров, включаются у поставщика в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль. В то же время у покупателя торговая премия признается объектом налогообложения НДС и учитывается при исчислении налога на прибыль в составе выручки от реализации услуг в общеустановленном порядке.
Такой вывод следует из письма МНС от 05.11.2014 № 2-2-10/2881 "О налогообложении торговых премий", опубликованном 21 ноября т.г. на сайте налогового ведомства:
"Министерство по налогам и сборам в связи с поступающими запросами плательщиков, связанными с вступлением в силу с 22 июля 2014 г. Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (далее - Закон), разъясняет следующее.
Закон устанавливает ряд запретов на включение в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий:
- на установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров (подпункт 4.4 пункта 4 статьи 12 Закона).
Оказание поставщику продовольственных товаров вышеназванных услуг в силу пункта 5 статьи 12 Закона осуществляется на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров;
- не допускается в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах установление вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки продовольственных товаров к продаже, фасовки, выкладки продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажи продовольственных товаров и обслуживания покупателей (пункт 6 статьи 12 Закона).
Закон не содержит понятия термина "премия" и условий ее предоставления (выплаты), в связи с чем, по мнению Министерства торговли Республики Беларусь, субъект торговли и поставщик товаров имеют право заключить одновременно договор поставки продовольственных товаров и договор об оказании услуг (рекламных, маркетинговых, иных подобных услуг), соглашение (договор) о предоставлении (выплате) премии.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Кодекса при определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетом по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.
На основании подпункта 18.1 пункта 18 статьи 98 Кодекса налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Причитающиеся (полученные) покупателем денежные премии за достижение им согласованного объема закупок товаров не подлежат включению в налоговую базу НДС у покупателя, поскольку связаны с приобретением товаров, а не с их реализацией.
Указанная премия согласно подпункту 3.193 пункта 3 статьи 128 Кодекса включается покупателем в состав внереализационных доходов.
В соответствии со статьей 129 Кодекса внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).
На основании подпункта 3-261 пункта 3 статьи 129 Кодекса в состав внереализационных расходов включаются суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов.
Из вышеуказанной нормы Кодекса следует, что для включения таких премий, бонусов в состав внереализационных расходов их предоставление должно быть увязано с выполнением покупателем (заказчиком) определенных условий, но при этом не следует, что такие условия должны быть оговорены именно в договоре, предусматривающем поставки товаров, а не в ином договоре (соглашении), имеющем отсылочные нормы к договору поставки.
В этой связи, для целей исчисления налога на прибыль суммы премий, выплачиваемые поставщиком покупателю (заказчику) в соответствии с отдельным соглашением, предусматривающим выплату такой премии в увязке с выполнением покупателем объемов закупок, включаются у поставщика в состав внереализационных расходов, в том числе и после вступления в силу Закона.
При заключении поставщиком продовольственных товаров с покупателем отдельных договоров, предметом которых является оказание покупателем различного рода услуг (рекламных, маркетинговых, иных подобных услуг), направленных на продвижение этих товаров, вознаграждение (премия) за оказание таких услуг признается у покупателя объектом налогообложения НДС и учитывается при исчислении налога на прибыль в составе выручки от реализации услуг в общеустановленном порядке."