Институт налогового консультирования способен усложнить работу частных предприятий, в том числе аутсорсинговых компаний, оказывающих услуги по бухгалтерскому и налоговому учету, и пользователей таких услуг. В этом убеждены эксперты ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей". Они изложили свои аргументы и предложения в письме, направленном в МНС, Минфин и Совет по развитию предпринимательству. Два ответа на обращение уже получены. Предлагаем вам ознакомиться с позициями сторон.
Письмо ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей":
Указом Президента Республики Беларусь № 338 от 19.09.2017 г. "О налоговом консультировании" в нашей республике введен институт налогового консультирования. Многие предприятия, многолетние партнеры общественного объединения "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" оказывают профессиональные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета юридических лиц, иностранных представительств и индивидуальных предпринимателей более 10 лет. Клиентами аутсортинговых компаний, как правило, являются микро-, малые и средние организации. Возникает вопрос: "Насколько целесообразно принуждать такие предприятия к использованию услуг налогового консультанта?". Более крупный бизнес, содержащий свою бухгалтерию в штате, в том числе и главного бухгалтера, согласно положениям Указа № 338 вправе не привлекать услуги налогового консультанта, т.к. его главный бухгалтер работает в рамках своей должностной инструкции.
ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" обозначит некоторые замечания в рамках Указа "О налоговом консультировании".
- Не определено понятие "налоговое консультирование". Нечеткие границы указанного понятия будут способствовать возможной квалификации иных видов деятельности (ведение бухгалтерского учета, составление экономических расчетов и бизнес-планов, управленческий и финансовый учет и планирование, бюджетирование и многое иное).
- По сложившейся практике в Республике Беларусь (за редким исключением) ведение бухгалтерского учета и расчет налогов с отражением полученных результатов в бухгалтерском учете осуществляют бухгалтеры, а не отдельные специалисты. Таким же образом построена практика оказания бухгалтерских услуг, то есть бухгалтерский учет и порядок расчета налогов неразрывно связаны между собой.
- Провозглашаемый принцип "полной ответственности" налоговых консультантов является профанацией. Невозможно нести ответственность в ситуации, когда нет источника для материального обеспечения этой ответственности. Стоимость этих услуг не может быть сопоставима с рисками при нестабильном белорусском законодательстве и его разноплановых и часто изменяющихся трактовках. Вряд ли сможет нести ответственность налоговый консультант при стоимости услуг в несколько сот или даже тысяч белорусских рублей за многомиллионные суммы налогов консультируемых организаций. На это просто нет источника. Не снимет вопрос и страхование рисков. Кроме этого, высокий страховой тариф будет заложен в тарифы на оказываемые услуги, что приведет к недовольству потенциальных заказчиков услуг высокой их стоимостью. Наличие договора страхования риска гражданской ответственности - одно из требований для осуществления деятельности налоговых консультантов. При этом нужно будет иметь минимальную сумму покрытия. Казалось бы, что в случае ошибки материальную ответственность за налоговые нарушения должны нести налоговые консультанты. Ничего подобного. Вначале с государством должен рассчитаться налогоплательщик, а потом он будет выставлять претензии налоговому консультанту. В чем вина налогоплательщика? Где ему взять денежные средства на непредвиденные расходы, в том числе, судебные издержки (госпошлина, расходы на адвоката)?
- Кроме того, складывается впечатление, что Указ № 338 (п.1.5 Указа противоречит п.3 Положения о налоговом консультировании) и направлен против осуществления деятельности аутсортинговых компаний, оказывающих в настоящее время услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основе договоров. К концу года мы получим массу безработных квалифицированных специалистов, обесценивание бухгалтерских услуг. По Закону о бухгалтерском учете и отчетности главным бухгалтером на предприятии может работать специалист с опытом работы 3 года и имеющий средне-специальное или высшее образование, тогда как индивидуальные предприниматели и бухгалтерские фирмы, занимающиеся этим более 10 лет, этой возможности лишаются с 1 января 2019 года.
- А кто подумал о клиентах аутсортинговых компаний? Если аутсортинговая компания не будет иметь в штате специалиста с квалифицированным аттестатом налогового консультанта до конца 2018 года, то выполнить свои долгосрочные обязательства перед клиентами – подать налоговые декларации за 2018 год по сроку 20.01.2019, 20.03.2019 не сможет.
- Сам по себе институт налоговых консультантов может начать РЕАЛЬНОЕ функционирование в случае наличия независимых судов, привлечения в качестве экспертов при судебных спорах не только специалистов государственных органов (зачастую с которым и идет спор), а известных в республике независимых экспертов по данным вопросам и (или) профессиональных организаций: союзов, аудиторских организаций и т.д. При отсутствии этого сами налоговые консультанты являются "группой риска" и заложниками "мнения" представителей профильных государственных органов, что будет однозначно увеличивать риск коррупционных проявлений. В нынешних условиях налоговый консультант в отсутствии реального механизма защиты своей позиции превращается в "передаточное звено" мнения и позиции государственного органа, а не ЗАКОНА. А именно соблюдение интересов клиента и ЗАКОНА, а не государства является целью налогового консультанта.
В связи с вышесказанным ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" предлагает:
Ввести институт налоговых консультантов на переходный период (например, на 5 или 10 лет, но этот период должен быть значительным) как не обязательный для заинтересованных лиц. При этом обеспечить информирование общественности о том, что в стране создан такой институт и клиенты, которые заинтересованы в оказании им услуг в "цивилизованной" форме МОГУТ требовать от потенциального исполнителя подобных услуг аттестат налогового консультанта. При этом не ограничивать иных субъектов (не имеющих аттестат) в оказании таких услуг. Пусть Заказчики сами решают, кого выбрать. Этот механизм не будет ограничивать конкуренцию, доступ к оказанию услуг новых лиц, даст дополнительный выбор для заказчиков услуг. В данном случае заказчик сам решит, что ему важней в каждой конкретной ситуации. С другой стороны, за этот переходный период будет возможность создать соответствующую практику и организационные основы (например, Палату налоговых консультантов)."
Министерство финансов поддержало предложения ОО "МССПиР":
"Министерство финансов Республики Беларусь рассмотрело обращение ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" (далее - Объединение) от 10.07.2018 № 121 (далее - обращение) и сообщает.
Министерство финансов поддерживает предложения Объединения, изложенные в обращении. Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2018 № 30/535-202/7815р, а также в связи поступающими запросами в Министерство финансов от индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, Министерство финансов письмом от 17.07.2018 № 15-1-18/10704-смдо направило в адрес Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь свою позицию по предложениям, изложенным в обращении.
В связи с отсутствием до настоящего времени единого мнения по вопросам, изложенным в том числе в обращении, Правительством Республики Беларусь поручено Министерству по налогам и сборам, Министерству финансов и Министерству экономики продолжить работу по выработке согласованной позиции о распространении норм подпункта 1.5 пункта 1 Указа № 338 на организации и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части оказания ими услуг по ведению налогового учета, составлению налоговых деклараций и других документов, о результатах которой Объединению будет сообщено дополнительно".
Министерство по налогам и сборам информировало, что предложения ОО "МССПиР" будут рассмотрены при проведении работ по внесению изменений и дополнений в Указ № 338. При этом МНС сообщает, что в Беларуси созданы все условия для полноценного функционирования института налогового консультирования и нет недостатка в желающих получить статус налогового консультанта:
"Министерством по налогам и сборам (далее - МНС) на ваше обращение от 10.07.2018 № 121 в пределах компетенции сообщает следующее.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 "О налоговом консультировании" (далее - Указ) предусмотрено введение в Республике Беларусь института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности. Понятие налогового консультирования раскрыто в пункте 2 Положения о налоговом консультировании, утвержденном Указом, которым также определены основы деятельности по налоговому консультированию.
В настоящее время МНС осуществляется работа по корректировке Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности" на предмет выделения из класса 692 "Деятельность в области бухгалтерского учета; консультирование по налогообложению" отдельного подкласса "Деятельность по налоговому консультированию".
До вступления в силу Указа вопросами в сфере налогообложения в большинстве случаев занимались бухгалтера. В отношении бухгалтеров и налоговых консультантов следует отметить, что в мировой практике это разные виды экономической деятельности, которые отвечают разным целям и требуют специальных знаний и компетенции. В Республике Беларусь, в частности, в соответствии с пунктом 11 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-3 "О бухгалтерском учете и отчетности" в обязанности главного бухгалтера организации входят: формирование учетной политики организации, постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, составление и своевременное представление отчетности организации, иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности. Профессиональной задачей же налоговых консультантов, в первую очередь, является защита интересов консультируемых лиц в области налогообложения, так как они являются компетентными посредниками между налогоплательщиками и налоговыми органами. Их главная задача - решение проблем клиента в рамках законодательных норм.
Деятельность налоговых консультантов направлена на снижение предпринимательских рисков и возможности возникновения ошибок, влекущих за собой пени, административные взыскания. К примеру, в Республике Беларусь налоговый консультант вправе оказывать услуги по:
- консультированию по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица;
- подготовке рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений (налоговое планирование, информирование о новациях в законодательстве и т.п.);
- ведению бухгалтерского и (или) налогового учета (в том числе комплексное налоговое обслуживание консультируемых лиц);
- составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
- представлению интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях (направление налоговых деклараций (расчетов), иных документов, заявлений и жалоб в налоговые органы, защита интересов в государственных органах и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, положения Указа не распространяют свое действие на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа). Кроме того, не требуется наличие квалификационного аттестата налогового консультанта бухгалтерам, выполняющим свои должностные обязанности на основании трудовых договоров, в том числе, по ведению налогового учета, заполнению налоговых (деклараций).
Важно! Обращение за оказанием услуг к коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по налоговому консультированию, является правом, а не обязанностью плательщиков.
В настоящее время в Республике Беларусь созданы все условия для полноценного функционирования института налогового консультирования, в том числе в части возможности получения аттестата налогового консультанта. Сформирована квалификационная комиссия по приему квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, МНС планомерно проводятся квалификационные экзамены с учетом объема поступающих заявлений от претендентов, проводится широкая информационная и разъяснительная работа с плательщиками в данном направлении, зарегистрирована и работает Палата налоговых консультантов. Кроме того, для тех, кому необходимо обучение, организованы и проводятся курсы повышения квалификации по программе подготовки к сдаче квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта.
Отметим, что в связи с тем, что для малого и среднего бизнеса предусмотрены упрощенные условия налогообложения и, как следствие, это не требует полного владения знаниями налогового законодательства предусмотрено получение аттестатов налоговых консультантов по следующим направлениям квалификационного экзамена:
- налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
- налоговое консультирование организаций;
- налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Соответственно, для каждого направления квалификационного экзамена предусмотрен и соответствующий контроль знаний. Например, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. Следовательно, при оказании им услуг по налоговому консультированию такая обширная тематическая область знаний, как "Бухгалтерский учет и отчетность", остается невостребованной. В этой связи, претендентам, планирующим осуществлять свою деятельность, специализируясь на оказании услуг по налоговому консультированию индивидуальных предпринимателей и физических лиц, предоставлена возможность сдать квалификационный экзамен по вопросам и заданиям, сформированным на основании законодательства, регулирующего данное направление.
Все желающие осуществлять деятельность по налоговому консультированию могут получить соответствующий статус и осуществлять такую предпринимательскую деятельность. На сегодняшний день Единый реестр налоговых консультантов насчитывает 57 налоговых консультантов. При этом ожидают участия в квалификационных экзаменах, запланированных к проведению только в течение августа 2018 г., порядка 200 претендентов. В течение августа - декабря 2018 г. МНС запланировано проведение 10 квалификационных экзаменов.
Одновременно, МНС информирует, что направленные вами предложения будут рассмотрены при проведении работ по внесению изменений и дополнений в Указ."