Налоговое ведомство ответило на два актуальных вопроса о налогообложении доходов российских организаций от оказания белорусским плательщикам репозитарных услуг.
Вопросы касаются места реализации указанных услуг для применения НДС, а также налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Ответы изложены в приложении к письму МНС от 16.06.2014 № 4-25/16788 "О налогообложении доходов от оказания репозитарных услуг", опубликованном на сайте МНС 23 сентября 2014 г.:
"Вопрос 1. Территория какого государства признается местом реализации репозитарных услуг, оказываемых российской организацией белорусским плательщикам?
Ответ.
Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза, членами которого являются, в том числе Российская Федерация и Республика Беларусь, по договорам между лицами, являющимися налогоплательщиками разных государств-членов Таможенного союза, регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее – Протокол).
На основании положений статей 2 и 3 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг.
Репозитарная деятельность и оказание услуг репозитарием в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39 Ф3 "О рынке ценных бумаг", а также приказом Федеральной службы по финансовыми рынкам Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 11 68/пз н "Об утверждении Порядка ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), предоставления информации, необходимой для ведения указанного реестра и информации из указанного реестра, а также представления реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг".
В соответствии с пунктом 6 статьи 51.5 указанного Федерального закона стороны договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, заключенного не на организованных торгах, а также стороны договора иного вида, заключенного на условиях генерального соглашения (единого договора), должны предоставить информацию о таких договорах саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговой организации либо бирже. Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговая организация, биржа ведут реестры заключенных договоров и представляют их в Банк России.
Кроме того, на основании положений вышеуказанного Порядка к деятельности репозитария по ведению реестра договоров относится деятельность по сбору, обработке, регистрации и хранению информации по указанным договорам, внесению сведений в реестр договоров и предоставлению информации из реестра договоров. При этом ведение реестра договоров является услугой репозитария.
Согласно статье 1 Протокола к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщения информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 28.05.2014 № 03 07 13/25456 сообщило, что, как следует из данного определения услуг по обработке информации, обобщение информации является неотъемлемой частью услуг по обработке информации. В то же время деятельность репозитария по ведению реестра не подразумевает обязательного обобщения информации. В связи с этим оказание репозитарием услуг по ведению реестра договоров нельзя отнести к услугам по обработке информации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом реализации услуг, оказываемых налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, признается территория этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1-4 данного пункта. Учитывая, что репозитарные услуги к услугам, в том числе услугам по обработке информации, перечисленным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Протокола, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией белорусским хозяйствующим субъектам, является территория Российской Федерации.
Вопрос 2. Являются ли доходы российской организации от оказания репозитарных услуг белорусским плательщикам объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Ответ.
Статьей 146 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлен ограниченный перечень доходов от источников в Республике Беларусь, которые являются объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы).
Доходы (плата) от оказания репозитарных услуг, в частности:
- за регистрацию генеральных соглашений;
- за регистрацию информации о договоре с производными финансовыми инструментами / РЕПО;
- за внесение изменений и дополнений, включая прекращение, а также за регистрацию сведений и внеклиринговых расчетах, связанных с обеспечением исполнения обязательств по ранее зарегистрированному генеральному соглашению / договору с производными финансовыми инструментами / РЕПО;
- за предоставление выписки по договорам с производными финансовыми инструментами / РЕПО;
- за репозитарное обслуживание,
не поименованы в статье 146 НК и, следовательно, не являются объектом налогообложения налогом на доходы.
В связи с отсутствием объекта налогообложения налогом на доходы не имеется оснований для применения норм Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года к вышеуказанным видам доходов нерезидентов."