28 августа 2013 года в Беларуси вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". Предусмотренные законом изменения коснулись в том числе применения административной ответственности по результатам налоговых проверок.
Изменились ли размеры административных взысканий за нарушения налогового законодательства? В каких случаях организация может быть освобождена от административной ответственности? Что изменилось в порядке обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам налоговых проверок? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника юридического управления МНС Наталья Звороно.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр":
Какие основные новшества в применении административной ответственности по результатам налоговых проверок? Можно ли говорить о смягчении либо усилении административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения?
Наталья Звороно: Изменения в применении мер административной ответственности, в том числе по результатам налоговых проверок, предусмотрены законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", который вступил в силу 28 августа 2013 года. Эти изменения разработаны в соответствии с требованиями Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и направлены на смягчение административной ответственности за правонарушения, в том числе в сфере налогообложения.
В частности, пункт 5 Директивы №4 установил требования по совершенствованию законодательства в части снижения размеров административных штрафов, уточнения и конкретизации перечня смягчающих и отягчающих обстоятельств, законодательного закрепления уменьшения размеров штрафов при наличии смягчающих обстоятельств, в том числе в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда или вредных последствий, либо исполнения обязанностей, за неисполнения которых лицо было привлечено к административной ответственности. Также Директивой №4 предусматривалось расширение сфер применения такого вида административной ответственности, как предупреждение, и исключение из статей главы 12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) такой санкции, как конфискация имущества, не принадлежащего правонарушителю (находящегося в собственности другого лица). Все эти требования Директивы №4 реализованы в тех изменениях, которые вступили в силу с 28 августа текущего года.
Так, с целью смягчения или освобождения от административной ответственности в целый ряд статей КоАП введен такой вид административного взыскания, как предупреждение либо возможность снижения размера минимального штрафа. Речь, в частности, идет о таких составах, как нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (статья 9.24); нарушение порядка ведения кассовых операций (11.7); нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (12.1); незаконная предпринимательская деятельность (12.7); нарушение правил торговли и оказания услуг населению (12.17); нарушение порядка реализации продукции за наличный расчет (12.18); нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (12.19); незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (12.30); нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (12.35); нарушение законодательства об аренде торговых мест (12.37); осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (13.2); непредставление документов, отчетов и иных материалов (23.16); нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (23.74) и других.
Кроме того, новая редакция статьи 7.9 КоАП предусматривает уменьшение административного взыскания в два раза за нарушения порядка налогообложения при наличии смягчающих обстоятельств. Это правило распространено и на иные виды правонарушений. При этом изменен порядок применения статьи 7.9, конкретизирован перечень смягчающих обстоятельств, являющихся условием для снижения размера штрафных санкций.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Расскажите подробнее об изменениях, произошедших в части наложения административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Наталья Звороно: Новая редакция статьи 7.9 КоАП, предусматривающая уменьшение административного взыскания в два раза за правонарушения против порядка налогообложения при наличии смягчающих обстоятельств, распространила это правило на иные виды административных правонарушений. При этом изменен порядок ее применения и конкретизирован перечень смягчающих обстоятельств, являющихся условием снижения штрафных санкций. В отличие от предыдущей редакции, суд либо орган, ведущий процесс, не вправе признать смягчающими иные обстоятельства, кроме установленных статьей 7.2 КоАП, и обязан учесть и уменьшить в два раза размер административного взыскания, установленного за нарушение порядка налогообложения, при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда либо исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, а также если правонарушение совершено физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.
Борисова Анна, Минск:
Что изменилось в части административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета?
Наталья Звороно: В части административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета изменен состав правонарушения по части 3 статьи 12.1 КоАП. Так, вместо ответственности за нарушение правил хранения бухгалтерских документов введена ответственность за необеспечение сохранности документов бухгалтерского учета. Кроме того, в санкцию части первой статьи 12.1 введен такой вид административного взыскания, как предупреждение.
Герус Дарья, специалист ООО "ЮрСпектр":
КоАП дополнен новым основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (статья 8.8 КоАП), согласно которому юридическое лицо освобождается от ответственности, если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера. В связи с этим может ли юридическое лицо быть освобождено от административной ответственности за совершенное его работником административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.4 КоАП "Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)", если представит налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган?
Наталья Звороно: Да, действительно, КоАП дополнен новым основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, закрепленным в статье 8.8. Положения данной статьи позволяют освободить юридическое лицо от административной ответственности за правонарушение против порядка налогообложения, совершенное его должностным лицом, если это правонарушение не повлекло причинения ущерба государственной собственности и не связано с получением юрлицом выгоды имущественного характера. При этом статья определяет, что является выгодой имущественного характера. Это доход, который юрлицо получило или могло получить, либо затраты, которых оно могло бы избежать в результате правонарушения, совершенного его должностным лицом или работником.
Положения данной статьи будут применяться к административным правонарушениям, установленным статьей 13.4 КоАП. Это так называемые формальные составы, связанные с нарушением сроков предоставления отчетности, сведений и другой информации, в том числе в налоговые органы.
Андрейчик Ю.Е.:
Какие новшества в применении административной ответственности за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе?
Наталья Звороно: Ответственность за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе предусмотрена нормами статьи 13.2 КоАП. Ранее санкция данной статьи предусматривала административную ответственность юридического лица в размере 20% от доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 70 базовых величин. В новой редакции из санкции статьи исключена норма о минимальном размере штрафа, привязанном к базовой величине.
Кроме того, из КоАП исключена статья 13.3 об административной ответственности за нарушение срока предоставления информации об открытии/закрытии счета в банке или небанковской кредитно-финансовой организации.
Олешкевич Александр, специалист ООО "ЮрСпектр":
Какие изменения произошли в порядке привлечения (непривлечения) к административной ответственности по результатам налоговых проверок должностных лиц юридического лица? В каких случаях и до какого размера может быть уменьшен административный штраф за нарушения, выявляемые при налоговой проверке? Нужно ли для уменьшения штрафа направлять письменное обращение в налоговую инспекцию?
Наталья Звороно: В целях полной реализации принципов административной ответственности, в частности принципов вины и индивидуализации наказания, при привлечении к ответственности должностных лиц по результатам налоговых проверок внесены изменения в статьи 13.6 и 13.7 КоАП, предусматривающие, что удельный вес неуплаченных налогов при привлечении к ответственности должностных лиц должен определяться за период выполнения ими соответствующих функций, но не более чем за проверенный период.
Кроме того, в новой редакции изложена часть 1 примечания к статье 13.6 КоАП, предусматривающая, что штрафы с суммы превышения доначисленных налогов не будут начисляться, если правонарушение связано с необоснованным зачетом разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и общей суммой НДС. Также примечания к статьям 13.6 и 13.7 КоАП дополнены частью 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении невыполненной обязанности. В частности, если организация по результатам проверки (до вынесения решения налоговым органом) добровольно уплатила соответствующие налоги, сборы, пошлины, штраф будет применяться в соответствии с частью 4 статьи 13.6 КоАП с учетом положений статьи 7.9 КоАП. То есть нижний и верхний предел штрафа, установленного статьей 13.6, будет уменьшен пропорционально уплаченной сумме налога. При этом заявления плательщика для применения положений части 4 статьи 13.6 не требуется.
Борейчук Андрей, Минск:
В ходе контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, выявлено нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товара. Какая административная ответственность применяется в отношении кассира? Влияет ли на размер административного штрафа тот факт, что кассиром такое нарушение допускалось и ранее?
Наталья Звороно: Следует отметить, что в новой редакции КоАП, вступившей в силу с 28 августа текущего года, санкция статьи 12.18 (нарушение порядка приема наличных денежных средств) значительно смягчена. Если раньше за нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет предусматривалась ответственность только в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, то сегодня может применяться также такая мера, как предупреждение. А размер штрафа ограничен только верхней границей в 50 базовых величин. То есть минимальный размер штрафа не установлен.
Предупреждение применяется в том случае, если правонарушение совершено работником юридического лица или ИП впервые и не повлекло причинения вреда или ущерба интересам государства, государственной собственности. В случае повторного совершения такого же нарушения тем же лицом орган, ведущий административный процесс, в соответствии со статьей 7.3 обязан учитывать это как отягчающее обстоятельство. Поэтому в ситуации, описанной в вопросе, такая мера административной ответственности, как предупреждение, применена быть не может. Размер штрафа устанавливается в зависимости от совокупности всех обстоятельств совершения правонарушения. При этом обязательно будут учитываться наличие либо отсутствие смягчающего обстоятельства, установленного пунктом 5 статьи 7.2, а также наличие либо отсутствие иных отягчающих обстоятельств, установленных статьей 7.3.
Олешкевич Александр, специалист ООО "ЮрСпектр":
Изменениями в КоАП предусмотрено такое административное взыскание, как предупреждение. Расскажите подробнее, за какие правонарушения применяется предупреждение?
Наталья Звороно: В соответствии со статьей 6.2 КоАП одним из видов административного взыскания является предупреждение. Это самый мягкий вид административной ответственности, установленный действующим законодательством. Он может применяться к правонарушениям так называемого формального характера. В налоговой сфере к ним можно отнести нарушения, которые не влекут неуплату или неполную уплату налогов, сборов и пошлин, то есть не влекут причинения имущественного вреда интересам государства. В большинстве случаев они касаются порядка представления налоговой отчетности, представления в налоговые органы сведений, установленных законодательством, или сведений по требованию налогового органа. Подробно о таких правонарушениях мы уже сегодня говорили.
Корр. БЕЛТА:
Какова динамика выявляемых правонарушений в сфере налогообложения?
Наталья Звороно: К сожалению, мы вынуждены констатировать рост числа выявляемых правонарушений против порядка налогообложения, как со стороны юридических лиц, так и со стороны индивидуальных предпринимателей. Так, если за 10 месяцев 2012 года в отношении юридических лиц было составлено 8 797 протоколов об административных правонарушениях, а за тот же период 2013 года - 10 337 протоколов.
В отношении должностных лиц организаций за январь-октябрь текущего года налоговыми органами было составлено 8 504 протокола об административных правонарушениях против 8 390 за такой же период прошлого года.
Также возросло количество нарушений, выявленных у индивидуальных предпринимателей. Число составленных в отношении ИП протоколов об административных правонарушениях увеличилось с 21 727 в январе-октябре 2012 года до 23 672 за десять месяцев 2013 года.
Эти данные свидетельствуют о невысоком уровне налоговой культуры многих плательщиков, которые, пользуясь принятыми законодателем мерами по либерализации ответственности за налоговые правонарушения, ради краткосрочной выгоды идут на нарушение налогового законодательства (речь идет о своевременности и полноте уплаты налогов, сборов, пошлин в бюджет). Однако мы полагаем, что принимаемые на государственном уровне меры будут способствовать повышению уровня ответственности налогоплательщиков, так как это определяет возможность стабильного ведения и развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр":
В каком порядке будет применяться административная ответственность за правонарушения, совершенные до 28 августа 2013 года, но выявленные после этой даты?
Наталья Звороно: По общему правилу противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Таким образом, за правонарушения, совершенные до вступления в силу новой редакции КоАП (до 28.08.2013), должны применяться меры ответственности, установленные законодательными актами, действовавшими во время их совершения, если нет оснований для придания обратной силы нормам КоАП.
При этом КоАП (часть 2 статьи 1.5) устанавливает исключение из общего правила. В частности, предусмотрено, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Какие изменения произошли в порядке применения такой меры административной ответственности по результатам налоговых проверок, как конфискация? В каких случаях вместо конфискации предмета административного правонарушения применяется взыскание его стоимости?
Наталья Звороно: В целях защиты имущественных прав субъектов хозяйствования предусмотрено, что в случаях, когда подлежащий конфискации предмет административного правонарушения (орудия и средства его совершения) не является собственностью правонарушителя, к нему вместо конфискации применяется взыскание стоимости таких предметов. С этой целью внесены соответствующие изменения в статьи 6.2, 6.3 КоАП, статья 6.12 изложена в новой редакции, а из санкций статей 12.7, 12.17, 12.30 и 12.35 исключена оговорка о том, что конфискация применяется независимо от того, в чьей собственности находится подлежащее конфискации имущество.
Свержина Мария, Витебск:
Организация обжаловала постановление о привлечении ее к административной ответственности по результатам налоговой проверки. В течение какого срока организация должна получить сообщение о результатах рассмотрения жалобы?
Наталья Звороно: Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом в месячный срок со дня ее поступления (статья 12.7 ПИКоАП).
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Что изменилось в порядке обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам налоговых проверок?
Наталья Звороно: Глава 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) "Обжалование действий и решений судьи, органа, ведущего административный процесс" дополнена нормами, устанавливающими возможность обжаловать постановления о прекращении дела об административном производстве, вынесенное в рамках статьи 10.26 ПИКоАП, также определены виды принимаемых по жалобе решений.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр":
Установлена ли в настоящее время административная ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов?
Наталья Звороно: Нет. С 2011 года на основании Директивы №4 введен мораторий на действовавшую тогда статью 23.17 КоАП, согласно которой применялись меры административной ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Административная ответственность наступала за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов, а также за указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях. В новой редакции КоАП, вступившей в силу с 28 августа 2013 года, статья 23.17 исключена. Следовательно, в настоящее время административная ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов в законодательстве отсутствует.
Герус Дарья, специалист ООО "ЮрСпектр":
С 28 августа 2013 года примечания к статье 13.6 КоАП дополнены частью 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении обязательства. Как эти правила применяются в следующей ситуации: по результатам камеральной проверки организации выявлена неполная уплата налога в размере 3 млн. рублей, совершенная должностным лицом; организация частично исполнила налоговое обязательство, уплатив 2,4 млн. рублей.
Наталья Звороно: Да, действительно, статья 13.6 КоАП дополнена частью 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении невыполненной обязанности. В частности, предусматривается, что удельный вес неуплаченных налогов при привлечении к ответственности должностных лиц юридического лица должен определяться за период выполнения ими соответствующих функций, но не более чем за проверенный период.
Что касается привлечения к административной ответственности организации, то штраф будет применяться исходя из требований части 4 статьи 13.6 КоАП, с учетом положений статьи 7.9, то есть будут уменьшены нижний и верхний предел штрафа, установленного статьей 13.6, пропорционально уплаченной сумме налога. Исходя из примера, нижний предел составит 1,2 базовой величины, верхний предел - 5,8 базовой величины. В этих пределах и будет определен размер административного взыскания.
Шингель Ю.А., директор ООО:
Если до окончания налоговой проверки организацией уплачены суммы налогов, которые были недоплачены в проверяемом периоде, будет ли применяться административная ответственность за неуплату (неполную уплату) суммы налога к организации, ее должностным лицам? Если применяется, то возможно ли уменьшение размера административных штрафов?
Наталья Звороно: Действительно, если плательщик до окончания налоговой проверки добровольно уплатит доначисленные по ее результатам суммы налогов и иных обязательных платежей, это будет являться основанием для, как минимум, снижения размера административного штрафа. В соответствии со статьей 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 7.2, штраф может быть уменьшен в два раза либо определен в пределах, установленных санкцией статьи 13.6, уменьшенных в два раза. Аналогичные правила применяются и в отношении должностных лиц организации, по вине которых произошла неуплата или неполная уплата соответствующих налогов, сборов, пошлин.
Более того, при соответствии условиям статьи 5.5 КоАП плательщик (организация и должностное лицо организации) может быть освобожден от административной ответственности, установленной статьей 13.6.
Герус Дарья, специалист ООО "ЮрСпектр":
Примечание к главе 13 КоАП дополнено нормами, уточняющими понятия "плательщик", "налог", введено понятие "налоговая декларация". Каким образом введенные понятия повлияют на применение административной ответственности по результатам налоговых проверок?
Наталья Звороно: Действительно, примечание к главе 13 КоАП претерпело изменения. В частности, оно дополнено понятием "плательщик". Под плательщиком понимается плательщик налогов, сборов и пошлин, а также иных обязательных платежей в республиканский или местный бюджет, учет которых осуществляется налоговыми органами. Следует пояснить, что на налоговые органы уже достаточно давно возложен контроль за поступлением платежей от аренды земельных участков (положения указа № 101 от 01.03.2010), а также отчислений части прибыли в соответствии с указом № 637 от 28.12.2005 г. Однако за неуплату или неполную уплату этих платежей налоговые органы не могли применять административную ответственность. В связи с этим потребовалось уточнение терминологии в соответствии с теми контрольными функциями, которые возложены на контрольные органы.
Теперь, при наличии конкретизированного определения плательщика, по статье 13.6 к административной ответственности будут привлекаться те плательщики, которые не обеспечивают своевременную и полную уплату как арендных платежей за землю, так и платежей в соответствии с указом №637.
Именно в этой связи было также уточнено понятие "налоговая декларация", которая предоставляется в налоговые органы такими плательщиками.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр":
Могут ли организацию освободить от административной ответственности, если по результатам налоговой проверки проверяющими составлен протокол об административном правонарушении? Если это возможно, то в каких случаях?
Наталья Звороно: Основания для освобождения от административной ответственности юридического лица, в отношении которого по результатам налоговой проверки составлен протокол об административном правонарушении, установлены главой 8 КоАП. К ним относится, например, малозначительность совершенного правонарушения (статья 8.2.). Но, как правило, редко бывают ситуации, когда неуплата или неполная уплата обязательных платежей в бюджет может быть признана малозначительным правонарушением, так как эти действия наносят ущерб государственному бюджету. Поэтому, если в результате налоговой проверки были доначислены какие-то суммы, подлежащие уплате в бюджет, то, как правило, по данному основанию юридические лица от ответственности не освобождаются. В то же время по основаниям, предусмотренным статьями 7.9 и 7.2 КоАП, административная ответственность в этих случаях может быть уменьшена.
С 28 августа 2013 года может быть освобождено от административной ответственности по основаниям статьи 8.3 не только должностное лицо организации, но и юридическое лицо при наличии смягчающих обстоятельств, установленных пунктом 3 статьи 7.2, а именно при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда либо исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.
Кроме того, КоАП дополнен еще одним основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (ст. 8.8), согласно которому юридическое лицо освобождается от ответственности, если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
Также следует отметить, что статья 5.5 КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности юридических и должностных лиц, если по результатам налоговой проверки сумма неуплаты, неполной уплаты плательщиком (в данном случае юридическим лицом) налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, учет которых осуществляет налоговый орган, не достигла 1% от исчисленных этим субъектом сумм налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей по итогам каждого календарного года, который подвергался проверке.
Источник: БелТА