Льгота по налогу - это преимущество, предоставленное белорусским законодательством отдельным категориям плательщиков при условии соблюдения ими определенных условий. Об особенностях применения льгот в виде освобождения от налога на недвижимость и земельного налога рассказала во время онлайн-конференции консультант управления прямого налогообложения главного управления налогообложения организаций МНС Татьяна Ковальчук.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Организация арендует у физических лиц принадлежащие им на праве собственности жилые помещения (квартиры), которые впоследствии сдает физическим лицам для краткосрочного проживания (т.е. на сутки.). Вправе ли в данной ситуации организация применить льготу, установленную подп.1.1 п.1 ст.186 Налогового кодекса Республики Беларусь? Если да, необходимо ли наличие на 1-е число каждого квартала по таким квартирам заключенных договоров на предоставление мест для краткосрочного проживания с физическими лицами?
Татьяна Ковальчук: Подпункт 1.1 пункта 1 статьи 186 НК дает организациям право на льготу по налогу на недвижимость в виде освобождения от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений) государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами).
Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать вышеназванную льготу по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям.
Таким образом, организации в отношении арендованных у физических лиц квартир в многоквартирных жилых домах имеют право на применение льготы при соблюдении оговоренных условий. Представление организацией арендованных квартир для краткосрочного проживания физическим лицам является одним из вариантов выполнения этих условий.
Также следует отметить, что, учитывая нормы пункта 4 статьи 186 НК, в каждом последующем квартале льгота может быть применена организацией только при условии, что на последнее число текущего квартала арендованные организацией у физлиц квартиры используются для проживания физических лиц. Это может быть подтверждено любым документом.
Организация арендует квартиру у физического лица для проживания своих работников на время работы вахтовым методом на объектах строительства. Имеет ли право организация на применение освобождения от налога на недвижимость в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.186 НК, и какие документы должны быть у организации для подтверждения факта проживания в квартире работников?
Татьяна Ковальчук: Организация, арендующая квартиру у физического лица для проживания своих работников на время работы вахтовым методом, в соответствии с продпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК имеет право на применение льготы по налогу на недвижимость. Основанием для освобождения от налога на недвижимость в изложенной ситуации могут являться любые документы, подтверждающие факт проживания в квартире физических лиц (работников организации), например, приказ руководителя о командировании работников в соответствующую местность, договор аренды квартиры, заключенный между арендодателем - физическим лицом и арендатором - организацией, в котором может быть указано, для каких целей и на какой период арендуется квартира.
Имеет ли право организация, имеющая на балансе здание общежития, на применение освобождения от налога на недвижимость в соответствии с подп.1.1 п.1 ст. 186 НК в части подсобных, вспомогательных, нежилых помещений, находящихся в общежитии?
Татьяна Ковальчук: Пунктом 93 указа № 563 от 16.12.2013 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений" определено, что общежитие представляет собой жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы, прохождения клинической ординатуры, спортивной подготовки. Таким образом, общежития, находящиеся на балансе организаций, в целом включаются в состав жилищного фонда организаций. А значит, все помещения общежитий, в том числе подсобные, вспомогательные, нежилые помещения (комнаты коменданта, кухни, колясочные, различные служебные помещения и т.п.), не облагаются налогом на недвижимость.
Необходимо ли организации, имеющей на балансе общежитие, для применения льготы по подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК подтверждать факт проживания в жилых помещениях общежития физических лиц? Если да, какие подтверждающие документы, сведения являются основанием для применения указанной льготы?
Татьяна Ковальчук: Поскольку общежитие не относится к многоквартирным жилым домам, то условие, ограничивающее льготу по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах, в данном случае не принимается во внимание. Таким образом, освобождение от налога на недвижимость по общежитиям правомерно применять по всем помещениям, входящим в состав общежития, вне зависимости от факта проживания в них физических лиц.
Облагаются ли налогом на недвижимость расположенные в объектах жилищного фонда помещения, переведенные в установленном порядке из состава жилых помещений в нежилые?
Татьяна Ковальчук: Согласно статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь независимо от форм собственности. Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК, применяется в отношении жилых помещений. Соответственно, в случае перевода в установленном порядке помещений из состава жилых в нежилые по таким помещениям следует уплачивать налог на недвижимость в общеустановленном порядке.
Коммерческая организация приобрела квартиру в многоквартирном жилом доме и передала ее своему работнику по договору безвозмездного пользования (ссуды). Вправе ли организация применить по данной квартире льготу по налогу на недвижимость в соответствии с подп. 1.1 ст. 186 НК?
Татьяна Ковальчук: Организации в отношении принадлежащих им на праве собственности квартир в многоквартирных жилых домах имеют право на применение льготы по налогу на недвижимость только при условии использования их для проживания физических лиц. Поэтому право на применение льготы по налогу на недвижимость по квартирам в многоквартирных жилых домах может быть реализовано как в случае предоставления квартир внаем физическим лицам, так и при заключении с физлицами, в том числе со своими работниками, договоров безвозмездного пользования (ссуды) квартиры.
Организация, имеющая на балансе общежитие, передала в аренду часть помещения в общежитии другой организации (под размещение торговых автоматов). Теряет ли организация, сдавшая в аренду часть помещения, льготу по налогу на недвижимость, предусмотренную подп. 1.1 ст. 186 НК?
Татьяна Ковальчук: Согласно пункту 2 статьи 186 НК при сдаче организациями в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, освобожденных от налога на недвижимость, такие капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места подлежат налогообложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке. Таким образом, часть общежития, переданная в аренду другой организации для размещения торговых автоматов, подлежит обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
Согласно абз. 2. ч. 2 ст. 193 НК земли общего пользования населенных пунктов не признаются объектами налогообложения земельным налогом. Какие особенности следует учитывать при налогообложении земельным налогом в случае наличия на земельном участке в населенном пункте земель общего пользования? Кем должно проводиться определение вида, занимаемой площади таких земель, какие документы являются основанием для применения указанной льготы?
Татьяна Ковальчук: Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования или частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
В соответствии со статьей 193 НК объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Беларуси земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций.
При этом не признаются объектами налогообложения земельным налогом, в том числе, земли общего пользования населенных пунктов. К ним относятся земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (ст. 7 Кодекса о земле).
Следует отметить, что организация самостоятельно не может определить вид земель предоставленного ей земельного участка. Поэтому для подтверждения площади земель общего пользования населенных пунктов организации целесообразно обратиться в соответствующую землеустроительную службу по месту нахождения земельного участка, в ведении которой находится вопрос о распределении земель по их категориям и видам.
В свидетельстве о государственной регистрации земельного участка, находящегося в населенном пункте, выделена площадь земель, занятых охранными зонами линий электропередачи, трубопроводов и иных инженерных сооружений. Относятся ли для целей налогообложения земельным налогом к землям общего пользования населенных пунктов земли, занятые охранными зонами указанных объектов?
Татьяна Ковальчук: Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Беларуси находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности (п. 1 ст. 192 НК). Одним из документов, являющихся основанием для исчисления земельного налога, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (п. 3 ст. 202 НК).
В соответствии со статьей 193 НК объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Беларуси земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций. При этом не признаются объектами налогообложения земельным налогом, в том числе, земли общего пользования населенных пунктов. К ним относятся земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами (ст.7 Кодекса о земле).
Отнесение земель к видам, указанным в статье 7 Кодекса о земле, осуществляется в соответствии с их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.
Пунктом 3 статьи 202 НК установлено, что сведения о наличии земель (в том числе площадь, функциональное использование и целевое назначение) представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 10 февраля в порядке и по форме, утвержденным Министерством по налогам и сборам по согласованию с Государственным комитетом по имуществу.
Следует отметить, что организация самостоятельно не может определить вид земель предоставленного ей земельного участка. Поэтому для подтверждения отнесения земель, занятых охранными зонами указанных объектов, в том числе к землям общего пользования населенных пунктов, организации целесообразно обратиться в соответствующую землеустроительную службу по месту нахождения земельного участка, в ведении которой находится вопрос о распределении земель по их категориям и видам.
Организация планирует осуществить установку ограждений в пределах закрепленных границ предоставленного ей земельного участка в населенном пункте и получила соответствующее разрешение на установку ограждений. На земельном участке расположен объект недвижимости (жилой дом), площадь которого указана в техническом паспорте на объект. В настоящий момент ограждения и иные ограничения к общему доступу на территорию участка отсутствуют. Какая площадь земельного участка подлежит налогообложению земельным налогом: площадь застройки, указанная в техническом паспорте на жилой дом, или вся площадь земельного участка? С какого момента утрачивается право на освобождение от уплаты земельного налога по землям общего пользования населенных пунктов (с даты получения разрешения на установку ограждений, даты фактической установки ограждений и т.д.)?
Татьяна Ковальчук: Согласно статье 193 НК объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций.
В соответствии со статьей 7 Кодекса о земле земли подразделяются на виды, в том числе на такие, как земли общего пользования и земли под застройкой. Этой же статьей Кодекса о земле определено, что земли общего пользования - земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами; земли под застройкой - земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания.
Статьей 193 НК установлено, что объектами налогообложения земельным налогом не признаются земли общего пользования населенных пунктов.
В статье 202 НК установлено, что одним из оснований для исчисления земельного налога является решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
При принятии решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, уполномоченный государственный орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения информирует налоговые органы по месту постановки юридического лица на учет и по месту нахождения земельного участка о принятом решении, а также о площади, функциональном использовании, целевом назначении и кадастровой стоимости земельных участков.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, обязательство по уплате земельного налога основывается на правоудостоверяющих документах на земельные участки независимо от наличия либо отсутствия ограждения данных земельных участков.
Таким образом, налогообложению подлежат земельные участки, предоставленные организациям, в зависимости от их отнесения компетентными органами к одному из видов земель, поименованных в Кодексе о земле. Соответственно, только в случае отнесения указанными органами части площади земельного участка, предоставленного организации, к землям общего пользования, данная площадь не будет признаваться объектом налогообложения.
У организации по состоянию на 01.01.2014 г. есть земельный участок, являющийся объектом сверхнормативного незавершенного строительства, занятый возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией. Как правильно рассчитать земельный налог за 2014 г. на земельный участок с объектом сверхнормативного незавершенного строительства, если в 2013 г. источником финансирования возведения являлись средства бюджета, а в 2014 г. - собственные средства? Следует ли применять повышающий коэффициент 2, установленный пунктом 5 ст.196 НК?
Татьяна Ковальчук: Для целей главы 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением земельных участков (частей земельных участков), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета.
Исходя из изложенного, исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производятся только по участкам или их частям, на которых возводятся здания, сооружения и передаточные устройства, в том числе и когда такие объекты возводятся при осуществлении комплекса работ, которые органами государственной экспертизы классифицируются как "реконструкция" или "модернизация".
Пунктом 3 статьи 202 НК установлено, что сведения о земельных участках (частях земельного участка), на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства (площадь, функциональное использование (площадь частей земельного участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование), целевое назначение, кадастровая стоимость земельных участков (частей земельного участка) на 1 января налогового периода, а также период пользования этими земельными участками (частями земельного участка) представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения этих земельных участков (частей земельного участка) в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения таких объектов либо по запросу налоговых органов.
Таким образом, в случае предоставления вышеуказанных сведений организации необходимо исчислить и уплатить налог по ставке, увеличенной на коэффициент 2, независимо от источника финансирования возведения объекта.
Организации выделен земельный участок для строительства многоквартирного жилого дома. Может ли организация воспользоваться освобождением от земельного налога в соответствии с подп. 1.17 п.1 ст. 194 НК в отношении всего выделенного участка, если на данном участке кроме жилого дома будут оборудованы стоянки для машин, игровые детские площадки?
Татьяна Ковальчук: Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Беларуси находятся на праве постоянного или временного пользования, или частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Согласно п.п. 1.17 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства.
Таким образом, освобождение от земельного налога в соответствии с п.п. 1.17 п. 1 ст. 194 НК в рассматриваемой ситуации применяется в отношении всего земельного участка, выделенного для строительства многоквартирного жилого дома.
Организации выделен участок для строительства многоквартирного жилого дома, и она имеет право на освобождение от земельного налога в соответствии с подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК. На выделенном участке кроме жилого дома будут парковки для стоянки машин, игровые детские площадки, в самом жилом доме имеются встроенные нежилые помещения. Согласно НК на земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2. Если организация нарушит сроки строительства, и у нее возникнет объект сверхнормативного незавершенного строительства жилого дома, теряет ли организация право на применение льготы?
Татьяна Ковальчук: Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Беларуси находятся на праве постоянного или временного пользования, или частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Для целей главы 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением земельных участков (частей земельных участков), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета.
Вместе с тем, согласно п.п. 1.17 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства.
Таким образом, если организация нарушит сроки строительства, и у нее возникнет объект сверхнормативного незавершенного строительства жилого дома, она имеет право на применение льготы, установленной п.п. 1.17 п. 1 ст. 194 НК, без применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 2.
Коммерческой организации во временное пользование предоставлен земельный участок для эксплуатации и обслуживания автомобильной стоянки и гаражей. Организация на автомобильной стоянке осуществляет хранение транспортных средств граждан, которые не являются членами организации. В договорах хранения транспортных средств определено, что места хранения транспортных средств предоставляются без передачи каких-либо прав на земельный участок. Имеет ли право организация на применение льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК в части площади земель, приходящихся на физических лиц, заключивших договоры с коммерческой организацией и имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 – 1.27 настоящего пункта?
Татьяна Ковальчук: Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, или частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
Согласно подпункту 1.23 пункта 1 статьи 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Таким образом, в ситуации, описанной в вопросе, организация освобождается от земельного налога в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК. Вместе с тем однозначный ответ на изложенный вопрос может быть предоставлен только после изучения положений конкретных норм договора.
Организация, осуществляющая строительство объекта придорожного сервиса на выделенном земельном участке, применяет льготу по земельному налогу в соответствии с подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК. Нормативный срок строительства согласно проектной документации истек в сентябре 2014 г. В указанном месяце строительство объекта не окончено. Возникает ли необходимость исчисления и уплаты земельного налога по земельному участку, занятому объектом сверхнормативного незавершенного строительства? Если да, то в какие сроки?
Татьяна Ковальчук: В соответствии с п.п. 1.33. п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, - в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.
Статьями 196 - 201 НК установлено, что на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
Для целей главы 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением земельных участков (частей земельных участков), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета.
В соответствии с ч. 5 п. 6 ст. 202 НК исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией, до месяца (включительно), в котором утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации следует исчислить земельный налог за земельный участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, начиная с октября 2014 года и до месяца (включительно), в котором будет утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию, так как льгота предоставляется организациям в соответствии с подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК только в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ.
Подпунктом 1.6 п. 1 ст. 186 НК предусмотрено освобождение от налога на недвижимость капитальных строений, признаваемых в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями и включенными с Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. При выполнении каких условий организации имеют право на применение указанной льготы по налогу на недвижимость?
Татьяна Ковальчук: Условия, соблюдение которых необходимо для применения льготы, предусмотренной подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 186 НК:
капитальные строения (здания, сооружения) должны признаваться материальными историко-культурными ценностями;
капитальные строения (здания, сооружения) должны быть включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
собственники (владельцы) таких капитальных строений (зданий, сооружений) должны выполнять законодательство об охране историко-культурного наследия;
капитальные строения (здания, сооружения) не должны использоваться организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб организаций.
При сдаче организацией в аренду капитальных строений, освобожденных от налога на недвижимость, льгота теряется, за исключением сданных в аренду организациям, поименованным в п. 2 ст. 186 НК, в частности бюджетным организациям и организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета. Каким образом организации-арендодателю, применяющему льготу по налогу на недвижимость, подтвердить, что арендатор является бюджетной организацией либо организацией, осуществляющий социально-культурную деятельность и получающей субсидии из бюджета? Следует ли документы, подтверждающие статус арендатора, представлять в налоговый орган и в какие сроки?
Татьяна Ковальчук: В ситуации, изложенной в вопросе, информация о статусе арендатора может быть предоставлена арендодателю в произвольной форме в письменном виде за подписью руководителя организации-арендатора. При этом предоставлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на недвижимость документы, подтверждающие статус арендатора, не требуется.
Спортивная организация имеет в собственности спорткомплекс, оказывающий физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые услуги населению. В спорткомплексе находятся бытовые помещения (душ, туалет и т.д.), а также служебные помещения, в которых располагается административный персонал спортивной организации (директор, гл.бухгалтер, администраторы). Применяется ли льгота по налогу на недвижимость, как по объектам социально-культурного назначения (подп. 1.1. ст. 186 НК), в отношении площади служебно-бытовых помещений спорткомплекса?
Татьяна Ковальчук: В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения.
В соответствии с подпунктом 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы к отраслям социально-культурной сферы относятся здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.
В целях использования льготы по налогу на недвижимость к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) социально-культурного назначения могут быть отнесены в том числе здания, сооружения и передаточные устройства, необходимые для содержания и обслуживания объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма, способствующие их целевому использованию и бесперебойному функционированию.
Таким образом, применение льготы по налогу на недвижимость в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК возможно в отношении всех перечисленных в вопросе объектов, используемых для осуществления деятельности спорткомплекса.
Планируются ли с 1 января 2015 г. изменения в НК в части льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу? Если да, то какие?
Татьяна Ковальчук: В целях совершенствования порядка исчисления налога на недвижимость в проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь предложено из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключить капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные, поскольку в отношении таких объектов исчисленные суммы налога на недвижимость, как правило, составляют незначительную величину, однако в связи с их значительным количеством в организациях и постоянным движением ощутимо усложняется исчисление налога на недвижимость.
Предполагается также установить возможность местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в 2,5 раза вместо действующего в настоящее время права увеличения (уменьшения) ставок налога до 2 раз.
Остальные предлагаемые изменения в большинстве своем носят редакционный характер.
Источник: БелТА