Белорусским налоговым законодательством для налога на добавленную стоимость предусмотрены льготы в виде освобождения от его уплаты и применения пониженных ставок. Освобождение от налогообложения сопряжено с соблюдением специальных требований и условий. Об особенностях применения отдельных льгот в виде освобождения от НДС рассказала во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Светлана Новикова.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Корр. БЕЛТА:
В чем заключается целесообразность и эффективность применения налоговых льгот?
Светлана Новикова: Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Цель установления налоговых преимуществ - снижение налоговой нагрузки для плательщика.
Основанием для предоставления таких преимуществ могут являться как экономические причины (например, стимулирование развития приоритетных отраслей экономики, поддержка научных и инновационных предприятий), так и социальные причины (поддержка категорий граждан с ограниченными способностями к трудовой деятельности и с низкими доходами).
Любые формы налоговых преимуществ оказывают влияние на объем средств, остающихся в распоряжении плательщиков, темпы накопления капитала, эффективность использования государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоговые льготы признаются одними из ведущих инструментов налоговой политики, а порядок их администрирования является предметом повышенного внимания со стороны налоговых органов. Налоговые льготы отдельно декларируются в налоговой отчетности плательщиков, контролируются налоговыми органами и выделяются ими в ведомственной отчетности по специальным формам.
На современном этапе упрощение налоговой системы является одним из основных направлений налоговой политики в Беларуси. Эффективность налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание: наиболее эффективна та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах на их сбор. Поставленная задача связана со стремлением повысить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.
Так, в целях сокращения временных затрат на налоговое администрирование с 2012 года для плательщиков отменена обязанность представлять в налоговый орган вместе с декларациями документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Такие документы будут проверяться в ходе выездных проверок или запрашиваться налоговым органом при камеральном контроле.
С 2012 года согласно пунктам 3 и 4 статьи 70 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки плательщика, использующего налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие его право на эти льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов. Если при проведении камеральной проверки плательщик не представил по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на льготы, или если согласно представленным документам право на льготу не подтверждено, то налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов без учета льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
Ирина Печерская, специалист ООО "ЮрСпектр":
Тарифы на платные медицинские услуги формируются без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов. Можно ли применить освобождение от НДС в соответствии с подп. 1.2. п. 1 ст. 94 НК в отношении материалов, используемых при оказании медицинских услуг?
Светлана Новикова: Нет. Но освобождение от НДС возможно применить в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса как к оборотам по реализации лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному указом от 6 марта 2005 года №118.
Андрей Логвин, специалист ООО "Юрспектр":
В соответствии с подп. 1.4. п. 1 ст. 94 НК от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Беларуси социальных услуг, оказываемых государственными организациями и их структурными подразделениями по перечню таких услуг, утвержденному постановлением Совмина от 19.02.2013 №117 "Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость". Какие государственные организации могут воспользоваться данной льготой?
Светлана Новикова: Для целей настоящего перечня используются термины и их определения в значениях, установленных законом "О социальном обслуживании".
Согласно статье 8 закона к государственным организациям (их структурным подразделениям), оказывающим социальные услуги, относятся: больницы сестринского ухода; геронтологические центры; дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства; социально-педагогические центры; специализированные трудовые мастерские; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие; центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры ресоциализации и (или) социальной адаптации; иные государственные организации (их структурные подразделения) в соответствии с законодательством.
Дополню, что проектом закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" на 2014 год предусмотрено освобождение от НДС также социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания. Это позволит применять льготу по НДС негосударственным организациям, финансируемым за счет пожертвований и иных добровольных взносов и оказывающим социальные услуги физическим лицам в условиях их постоянного или временного круглосуточного пребывания (проживания) в таких организациях.
Инга Жуковская, специалист ООО "ЮрСпектр":
Учреждение образования имеет на балансе структурное подразделение - столовую, которая обеспечивает питанием обучающихся в данном учреждении. Произведенные структурным подразделением продукты питания реализуются всем посетителям столовой, в том числе преподавателям и другим лицам. Возможно ли применение освобождения от НДС при реализации продуктов питания лицам, не обучающимся в данном учреждении образования?
Светлана Новикова: В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 94 НК обороты по реализации на территории Беларуси продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования (столовыми), при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования освобождаются от налога на добавленную стоимость.
При этом необходимо учитывать, что произведенные столовыми при организации питания обучающихся продукты ввиду невозможности ограничения круга лиц, которые в них питаются, могут реализовываться не только обучающимся, но и сотрудникам учреждений образования.
Учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовыми продуктов питания по категориям лиц, возможно применение льготы по НДС также в отношении оборотов по реализации продуктов питания столовыми в период учебно-воспитательного процесса лицам, которые не обучаются в данном учреждении образования. Исключением являются обороты по реализации продуктов питания указанным лицам, в отношении которых имеется возможность их выделения. Это значит, что стоимость продуктов питания, реализованных физическим лицам на основании договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также стоимость продуктов питания, оплаченная путем удержания из заработной платы сотрудников учреждений образования, облагается НДС в общеустановленном порядке.
Кроме того, освобождение от НДС не применяется при реализации столовыми произведенных продуктов питания в иных, кроме питания обучающихся, случаях. Так, обороты по реализации произведенных продуктов питания на банкетах, юбилеях и других торжествах в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, в вечерние часы (в отсутствие обучающихся) по заказам физических и юридических лиц облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Андрей Логвин, специалист ООО "Юрспектр":
Организация приобретает ритуальные предметы, связанные с погребением, затем реализует их на сторону с применением освобождения от НДС согласно подпункту 1.8 статьи 94 НК. Требуется ли для применения данной льготы указывать в ТТН на отгрузку ритуальных предметов дополнительную запись об освобождении от НДС?
Светлана Новикова: Данная льгота по НДС является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.
Ранее норма подпункта 1.8 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 году) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке ритуальных предметов, производить запись "Освобождение согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь", что являлось для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации ритуальных предметов. С 2012 года такая обязанность продавца исключена. Теперь продавец при отгрузке ритуальных предметов в первичных документах делает запись или ставит штамп "Без НДС".
Глотова Марина, Минск:
Организация занимается оптовой торговлей надгробными памятниками и других ритуальных предметов. Поставщик ритуальных предметов указывает сумму НДС, так как он не пользуется льготой, предусмотренной подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 94 НК. Имеет ли право организация воспользоваться льготой по НДС при продаже ритуальных предметов, приобретенных с НДС?
Светлана Новикова: Да, имеет. Данная льгота по НДС является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.
Поскольку с 2012 года исключена обязанность продавца производить специальную запись в товаросопроводительных документах, являвшуюся для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации ритуальных предметов, то покупатель самостоятельно идентифицирует приобретенный с НДС товар как ритуальный предмет и при дальнейшей его реализации применяет освобождение от НДС, установленное подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 94 НК. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении ритуального предмета, вычету не подлежит на основании пунктов 2 и 3 статьи 106 НК и может быть отнесена на увеличение его стоимости, что определено частью первой пункта 4 статьи 106 НК.
При идентифицировании приобретенного с НДС товара как ритуального товара следует учитывать, что законодательством не установлен какой-либо перечень, определяющий, что именно относится к ритуальным предметам, связанным с погребением. При отнесении приобретенного товара к ритуальному предмету необходимо исходить из назначения произведенного товара, в частности, из его наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается покупателем для размещения в местах погребения, что такой товар предназначается и связан с осуществлением похоронного ритуала. Эта информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах (ярлыках, этикетках).
Освобождение от НДС не применяется при реализации товаров, предназначенных для использования в изготовлении ритуальных предметов, то есть фактически являющихся материалами для их изготовления.
Светлана Константиновна, Минск:
Освобождаются ли от НДС транспортные услуги, по доставке строительного оборудования и материалов на строительную площадку при возведении жилого дома, оказываемые транспортной организацией?
Светлана Новикова: Нет, освобождение от НДС неправомерно. Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утвержденному указом от 26.03.2007 №138. Во-первых, транспортные услуги в перечне не указаны, а во-вторых, от НДС освобождаются обороты по реализации работ, а не услуг.
Ирина Печерская, специалист ООО "ЮрСпектр":
В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении. Освобождаются ли от обложения НДС услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси?
Светлана Новикова: Приведенная редакция подпункта 1.14 пункта 1 статьи 94 НК с 2013 года изложена в новой редакции в связи с приведением норм Налогового кодекса в соответствие с терминологией, применяемой в сфере пассажирских перевозок.
В предыдущей редакции, действовавшей до 2013 года, содержалась прямая норма, исключающая применение льготы по НДС при перевозках пассажиров автомобилями-такси. Несмотря на то, что в действующей редакции такой нормы нет, изменений в налогообложении перевозок пассажиров автомобилями-такси с 2013 года не произошло, поскольку такие перевозки не оказываются в регулярном сообщении.
Андрей Логвин, специалист ООО "Юрспектр":
В соответствии с подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 НК от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утвержденному указом Президента от 7 февраля 2006 года №81. Имеет ли право на освобождение от налога на добавленную стоимость организация, которая приобрела и реализует изделия народных промыслов на основании записи, сделанной продавцом в ТТН: "Освобождение согласно подп. 1.15 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь"?
Светлана Новикова: Перечень изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Беларуси освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден указом от 7 февраля 2006 года N 81 (Перечень №81). Перечень №81 включает наименование видов изделий и их краткое техническое описание. В него вошли: тканые изделия; строчевышитые изделия; изделия, плетеные из лозы, камыша, корней, лыка, бересты; художественные изделия из соломы; керамика; художественные изделия из дерева. Законодательством установлена процедура признания изделий народных промыслов и ремесел таковыми, по результатам которой плательщику, как правило, производителю, государственным производственно-торговым объединением "Белхудожпромыслы" выдается заключение об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел.
Льгота по НДС, установленная подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 НК, является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные изделия, указанные в этом подпункте.
Ранее норма подпункта 1.15 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 года) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке изделий, производить запись "Освобождение согласно подпункту 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь", что являлось для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации изделий. С 2012 года исключена такая обязанность продавца, и при отгрузке изделий продавец в первичных документах производит запись или ставит штамп "Без НДС", что определено пунктом 6 статьи 105 НК.
С 2012 года основанием для применения освобождения от НДС организацией, реализующей приобретенные изделия, служит полученная от продавца копия заключения об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел. При его отсутствии обороты по реализации приобретенных изделий, отгруженных организацией с 2012 года, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Данилов Артем, Гродно:
Оборот по передаче лома, содержащего драгоценные металлы, специализированной перерабатывающей организации освобождается от НДС в соответствии с подп. 1.17 п. 1 ст. 94 НК. При этом организация - переработчик перечисляет организации - сдатчику сумму денежных средств за переданный лом за минусом стоимости переработки лома. Какая в данном случае сумма является для сдатчика освобождаемым от НДС оборотом?
Светлана Новикова: Оборот по сдаче драгоценных металлов в виде лома в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (Госфонд) освобождается от НДС в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 94 НК. При этом организации заключают договоры с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгметаллов в Госфонд.
По результатам переработки лома, содержащего драгметаллы, переработчик оформляет расчет-паспорт, который является актом выполненных работ по переработке лома и подтверждает их стоимость. В нем содержатся также окончательные сведения о фактическом количестве и стоимости драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. При этом, как правило, в расчете-паспорте общая сумма от сдачи извлеченных из лома драгоценных металлов, подлежащая перечислению сдатчику, уменьшается на стоимость работ по переработке лома. В результате переработчик перечисляет организации - сдатчику сумму денежных средств за сданные драгоценные металлы за минусом стоимости работ по переработке лома.
Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы (пункт 24 статьи 107 НК). Налоговая база НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен на товары (пункт 1 статьи 98 НК).
В изложенной ситуации размер освобождаемого от НДС оборота, подлежащий отражению в налоговой декларации по НДС (налоговая база НДС), определяется как указанная в расчете-паспорте стоимость драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома, которая складывается из суммы средств, поступивших на расчетный счет организации-сдатчика от переработчика, и стоимости работ по переработке лома, указанной в расчете-паспорте. Приобретенные организацией работы по переработке лома являются затратами организации.
Дополню, что согласно проекту закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" в 2014 году указанные обороты исключаются из освобождаемых от НДС оборотов и включаются в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС.
Данное новшество позволит организациям – сдатчикам не отражать в налоговой декларации по НДС стоимость сданных в 2014 году в Госфонд драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. В свою очередь отсутствие в налоговой декларации по НДС освобождаемых от НДС оборотов исключит необходимость распределения налоговых вычетов, подлежащих отнесению на затраты, что сократит время плательщиков на администрирование НДС.
Лойко Светлана, Молодечно:
В соответствии с договором на выполнение ремонтно-строительных работ подрядчиком по заданию заказчика (кооператива индивидуальных застройщиков) выполнены работы по демонтажу и монтажу насоса артезианской скважины. Факт выполнения работ оформлен актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2. Артезианская скважина является частью системы водоснабжения агрогородка, финансирование работ осуществляется за счет средств физических лиц – членов кооператива. Возможно ли применение освобождения от НДС при осуществлении данных работ?
Светлана Новикова: Указом №138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" установлено, что освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Беларуси работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда согласно приложению 1 к указу. Пункт 7 данного приложения включает строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающее целевое использование объектов жилищного фонда и выполняемое по договорам строительного подряда, субподряда.
Порядок применения норм указа №138 разъяснен совместным письмом Министерства по налогам и сборам и Министерства архитектуры и строительства от 23 октября 2007 года №2-1-8/670/11-2-16/4199. Пунктом 3 письма разъяснено, что в целях налогообложения под инженерной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимаются инженерные сооружения и распределительные (внутриквартальные) сети. При создании системы водоснабжения и канализации к инженерным сооружениям и распределительным сетям относятся локальные инженерные сооружения (повысительные насосные станции (ПНС), а также распределительные сети (сети водоснабжения и канализации)), по которым транспортируемый продукт от ПНС поступает к отдельным потребителям. Соответственно, при создании системы водоснабжения от обложения НДС освобождаются работы по строительству ПНС и сетей водоснабжения и канализации от них.
Кроме того, письмом разъяснено, что работы по созданию магистральных инженерных сетей и отводов от них до распределительных устройств (локальных инженерных сооружений - ПНС) подлежат обложению НДС.
Артезианская скважина является подземным источником водоснабжения (аналог магистральных сетей), а насос используется для забора воды из подземного источника. Следовательно, работы по демонтажу и монтажу насоса не относятся к работам по строительству или ремонту инженерной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, и установленное указом №138 освобождение от НДС на такие работы не распространяется.
Таким образом, работы по демонтажу и монтажу насоса артезианской скважины облагаются НДС по ставке 20%.
Корр. БЕЛТА:
Планируются ли изменения в Налоговый кодекс в части льгот по НДС? Если да, то какие и с чем они связаны?
Светлана Новикова: Мероприятия по оптимизации налоговых льгот и сокращению их количества предусмотрены, в частности, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы в разделе "Бюджетно-налоговая политика". В результате проводимой работы в этом направлении ряд льгот упразднен, по некоторым льготам упорядочен порядок их применения, внесены также и правки редакционного характера, направленные на исключение неясностей понятийного аппарата.
Так, с 2013 года упразднены следующие льготы по НДС:
- при реализации услуг связи, оказываемых физическим лицам (пп. 1.21 п. 1 ст. 94 НК), при этом предусмотренное данным подпунктом освобождение от НДС в отношении услуг, оказываемых физическим лицам по доставке пенсий и других социальных выплат, газет и журналов по подписке, сохранено;
- при реализации услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом (пп. 1.38 п. 1 ст. 94 НК);
- при реализации услуг по предоставлению ломбардами физическим лицам краткосрочных займов под залог имущества (пп. 1.41 п. 1 ст. 94 НК).
Проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения" предусматривает отмену в 2014 году следующих налоговых льгот по НДС:
- при реализации почтовых марок, маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов (пп. 1.10 статьи 94 НК);
- при реализации услуг почтовой пересылки письменной корреспонденции (пп. 1.49.1 п.1 ст.94 НК);
- при ввозе на территорию Республики Беларусь специально оборудованных транспортных средств для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел (пп.1.6 ст. 96 НК).
В целях сокращения временных затрат на администрирование льгот законопроект предусматривает некоторые обороты по реализации, освобождаемые от НДС в соответствии с положениями статьи 94 НК, исключить из освобождаемых от НДС оборотов с одновременным их включением в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС:
- реализация драгоценных металлов при заключении договора с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (данная операция из пп. 1.17.1 п.1 ст.94 НК перенесена в п.2 ст. 93 НК);
- реализация платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пп. 1.25 п.1 ст.94 НК перенесен в п.2 ст. 93 НК);
- операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением краткосрочных займов под залог имущества, предоставляемых ломбардами, и коммерческих займов (пп. 1.47 п.1 ст.94 НК перенесен в п.2 ст. 93 НК);
- реализация лотерейных билетов (прием лотерейных ставок), а также прием ставок по электронным интерактивным играм (пп. 1.33 п.1 ст.94 НК, соответствующие изменения внесены в главы 38 и 39 Налогового кодекса в части непризнания указанных оборотов объектом налогообложения НДС).
Это позволит не отражать данные операции в налоговой декларации по НДС, что сократит временные затраты плательщиков и налоговых органов на администрирование налога.
Применение плательщиками льгот по НДС означает реализацию товаров, работ и услуг по ценам (тарифам) без НДС, непредъявление покупателям сумм НДС в первичных учетных документах и отражение льготируемых оборотов в налоговой декларации по НДС. При этом налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на льготируемые обороты, вычету не подлежат и относятся на затраты.
За 2012 год количество плательщиков, применивших льготы по НДС согласно Налоговому кодексу, составило 19,4 тыс., или 30% от общего количества плательщиков, представивших налоговые декларации по НДС за 2012 год.
По размеру льготируемого оборота наиболее значимыми льготами являются (по мере убывания): банковские операции, реализация объектов жилищного фонда и работ по строительству жилищного фонда, реализация лекарственных средств и медицинского оборудования, реализация жилищно-коммунальных услуг, реализация услуг в сфере страхования, реализация услуг в сфере образования, пассажирские перевозки, реализация медицинских услуг, реализация научно-исследовательских работ, реализация товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов.
Наибольшее количество плательщиков, применивших льготы по НДС, администрируется в отношении следующих льгот (по мере убывания): реализация объектов жилищного фонда и работ по строительству жилищного фонда (5530 плательщиков), услуги в сфере образования (4684), реализация жилищно-коммунальных услуг (2185), реализация лекарственных средств и медицинского оборудования (1072), реализация товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (1036).
Источник: БелТА