Порядок пользования документами, хранящимися в архивах государственных органов, иных организаций, будет устанавливаться их руководителями в соответствии с законодательством.
Это закреплено постановлением Минюста Республики Беларусь от 31.08.2022 № 118 в Правилах работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных ведомственным постановлением от 24.05.2012 № 143.
Установлено, что в архиве организации должны составляться:
· план работы на год;
· график приема дел в архив организации (при наличии структурных подразделений);
· паспорт архива организации (для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов).
Ранее предусматривалось также составление графиков:
· передачи дел на постоянное хранение в государственный архив;
· представления годовых разделов сводных описей дел на рассмотрение экспертно-методической комиссии государственного архива или экспертно-проверочной комиссии структурного подразделения по архивам и делопроизводству областного исполнительного комитета.
Кроме того, в Правила внесены изменения, касающиеся организации экспертизы ценности документов. Определено, что ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения государственных органов, иных государственных организаций устанавливаются локальным правовым актом государственного органа или иной государственной организации.
Проекты ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения направляются в Минюст для рассмотрения и согласования.
При этом проекты ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения государственных организаций, подчиненных Правительству, согласовываются с центральной экспертно-методической комиссией Департамента по архивам и делопроизводству Минюста.
Проекты перечней документов негосударственных организаций с указанием сроков хранения согласовываются с государственными архивами, источниками комплектования которых являются эти негосударственные организации.
Если негосударственные организации не являются источниками комплектования государственных архивов, то проекты перечней документов негосударственных организаций с указанием сроков хранения согласовываются только с центральной экспертной комиссией негосударственной организации (при ее наличии) или экспертной комиссией негосударственной организации.
Изменения, внесенные в Правила, также касаются подготовки и передачи дел в архив организации, уничтожения документов и дел с истекшими сроками хранения.
Подготовлено по информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь