Суды за три года взыскали с субъектов хозяйствования Br17,5 млн в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, сообщил журналистам заместитель председателя Верховного суда Беларуси Юрий Кобец перед пленумом Верховного суда "О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности", передает корреспондент БЕЛТА.
"Мы провели обобщение судебной практики за 2019-2021 годы. Если посмотреть на общую сумму, которая была взыскана судами за этот период, то это чуть менее Br13 млн в исковом производстве и чуть менее Br5 млн - в приказном. Суммы достаточно значительные для субъектов", - сказал Юрий Кобец.
В порядке искового производства в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, за три года взыскано около Br12,7 млн. При этом более трети от общей суммы взысканных средств - Br4,8 млн - субъекты хозяйствования выплатили в бесспорном порядке, то есть добровольно, проявив тем самым свою социальную ответственность по отношению к природе и людям. В порядке приказного производства экономическими судами рассмотрено 547 заявлений о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Как показало обобщение судебной практики, экономические суды за 2019-2021 годы рассмотрели 248 таких дел. Оспариваются в суде, как правило, два обстоятельства - виновность и размер вреда. Именно по этим спорным моментам и проводится судебное разбирательство, уточнил заместитель председателя ВС.
Впрочем, это незначительное количество в общем объеме дел не свидетельствует о их неважности для экономики страны. Наоборот, соблюдение законодательства об охране окружающей среды обеспечивает в первую очередь экологическую безопасность и выступает в качестве одной из важнейших функций государства. Сохранение природы - абсолютный приоритет для страны, уверен Юрий Кобец.
"Мы смогли в центре Европы за годы независимости создать островок экологической безопасности. Если обратиться к индексу экологической эффективности, то Беларусь занимает 55-ю позицию из 180 стран. На постсоветском пространстве это лучший результат, - сказал он. - Вместе с тем сберечь этого мало. Необходимо и передать то природное богатство, которое у нас есть, будущему поколению. Для этого крайне важны вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, поскольку именно посредством их разрешения мы решаем экологические проблемы".
Говоря о профилактике причинения вреда окружающей среде субъектами хозяйствования, заместитель председателя ВС заметил, что "самое главное - это понимание тех последствий, которые влекут нарушение природоохранного законодательства". По его словам, если субъект хозяйствования четко понимает, что за нарушение установленных государством норм и правил наступает очень серьезное последствие, он трижды подумает, прежде чем допустить то или иное нарушение.
По словам зампредседателя ВС, экологическая ситуация в стране действительно улучшается. "С другой стороны, мы стоим перед новыми вызовами, поскольку промышленность, технологии развиваются. И то, что вчера еще казалось фантастикой, сегодня реалии нашей жизни. Вопрос в том, что любая деятельность человека так или иначе воздействует на окружающую среду. В этой связи надо представлять те последствия, которые могут допускать соответствующие нарушения", - отметил он.
Споры по данной категории дел являются достаточно сложными, что обусловлено уникальностью самого объекта правовой охраны, многообразием устанавливаемых уполномоченными государственными органами фактов причинения вреда, колоссальным размером заявляемых исковых требований, особым порядком доказывания, обширным составом применяемой к этим правоотношениям нормативно-правовой базы.
Как отметил Юрий Кобец, пласт законодательства очень обширен, поэтому суды на практике сталкиваются с большим объемом законодательства, которое необходимо применять для рассмотрения конкретных споров. В этой связи, по его словам, важно не просто ориентироваться, а уметь правильно применять законодательство на практике. Немаловажный вопрос связан с размером возмещения вреда, поскольку, с одной стороны, вред должен быть компенсирован в полном объеме, с другой стороны, судебные решения не должны препятствовать хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.