Министерство юстиции разъяснило риэлтерским организациям порядок рекламирования объектов недвижимости.
Минюст обращает внимание на следующее.
Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии у этой организации или этого гражданина соответствующего специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности (часть первая п. 6 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)).
Деятельность по содействию при заключении договоров купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости является лицензируемым Министерством юстиции видом деятельности – риэлтерской деятельностью.
Таким образом, объекты недвижимости, рекламируемые в целях совершения с ними сделок, могут предлагаться либо самостоятельно собственниками данных объектов, либо имеющими право на осуществление риэлтерской деятельности риэлтерскими организациями и территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – территориальные организации по государственной регистрации).
В случае, когда объект недвижимости предлагается собственником самостоятельно, без привлечения каких-либо посредников, реклама такого объекта содержит контакты собственника, непосредственно с которым и общаются заинтересовавшиеся рекламируемым объектом недвижимости лица.
В свою очередь содержание рекламы объекта недвижимости, риэлтерские услуги в отношении которого оказывает риэлтерская организация либо территориальная организация по государственной регистрации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 21 Закона о рекламе и п. 20 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 № 15 (далее – Правила).
В частности, в рекламе такого объекта должны быть указаны наименование риэлтерской организации, учетный номер плательщика, номер лицензии и дата принятия решения о ее предоставлении (за исключением территориальных организаций по государственной регистрации), а также номер и дата заключения договора на оказание риэлтерских услуг.
При этом не имеет значения способ размещения рекламы предлагаемого при содействии риэлтерской организации объекта: непосредственно работниками этой организации либо с привлечением оказывающих услуги по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителей, в т.ч. включенных в государственный информационный ресурс «Реестр рекламораспространителей».
«Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования не соблюдают. Реклама предлагаемых при содействии этих организаций объектов недвижимости зачастую содержит лишь номер телефона либо адрес электронной почты. Не единичны случаи, когда вместо наименования риэлтерской организации, оказывающей риэлтерские услуги в отношении рекламируемого объекта недвижимости, указывается наименование рекламораспространителя. Руководителям риэлтерских организаций следует принять исчерпывающие меры к устранению подобных нарушений», – отмечают в Минюсте.
В рекламе каждого объекта недвижимости, в отношении которого риэлтерская организация оказывает риэлтерские услуги, должны указываться предусмотренные ст. 21 Закона о рекламе и п. 20 Правил сведения, подтверждающие правомерность размещения (распространения) такой рекламы, в т.ч. наименование риэлтерской организации, имеющей лицензию на осуществление риэлтерской деятельности.
Внимание! Наименование риэлтерской организации должно соответствовать наименованию, определенному уставом названного юридического лица.
В Минюсте отмечают, что особое значение это имеет для организаций, использующих схожие наименования. К примеру: ООО «ЕЦН ПАКОДАН» и ООО «ПАКОДАН Юнайтед», ООО «АН Фаттория» и ООО «Фаттория Плюс», ООО «7 этажей» и ООО «Агентство недвижимости 7 этажей», ООО «Центр недвижимости Моя 7Я» и ООО «Центр международной недвижимости Моя 7Я» и др. Каждая из названных организаций является самостоятельным юридическим лицом, имеющим свои наименование, штат работников, лицензию.
«С учетом изложенного в рекламе объекта недвижимости должно быть указано наименование той риэлтерской организации, которая оказывает услуги в отношении рекламируемого объекта. Использование обобщенных наименований, которые могут привести к отождествлению соответствующих юридических лиц (ПАКОДАН, 7 этажей, Фаттория и т.д.), является неправомерным», – говорится в официальном разъяснении.
Организации, не имеющие лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, не вправе оказывать содействие в совершении сделок с объектами недвижимости и соответственно не могут указываться в рекламе таких объектов.
Информация о юридических лицах, имеющих право на осуществление риэлтерской деятельности, с указанием наименования и реквизитов лицензии каждого из них содержится в государственной информационной системе «Единый реестр лицензий», размещенной в Интернете.