С 1 апреля и 1 июля 2022 г. постановление № 388*, принятое в целях реализации положений Указа № 16**, действует в обновленной редакции. Внесенные новации изменили подход к некоторым требованиям осуществления сбора, хранения и обращения с отходами товаров и упаковки.
В связи с этим в ходе проведения круглого стола по заявленной теме в редакцию журнала «Главный Бухгалтер» поступило много вопросов, касающихся конкретных изменений, произошедших в сфере обращения с указанными отходами, и их применения на практике.
Ответы на вопросы читателей подготовила Алина Олеговна Ивановская, ведущий специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов», постоянный автор журнала «Главный Бухгалтер».
Изменился ли с 1 июля 2022 г. перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16?
Организация – производитель картонных коробок осуществляет их вывоз за пределы страны самостоятельно, а также через посредников.
1. Возникает ли в данной ситуации обязанность по Указу № 16? Надо ли в информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее – отчет о выполнении обязанности) указывать экспортированные коробки?
2. Какими документами необходимо подтвердить вывоз в случае экспорта картонных коробок посредником?
Организация является производителем полиэтиленовых пакетов. Во II квартале 2022 г. продукция была отгружена покупателю на территории Республики Беларусь. Данная партия пакетов оказалась некачественной и в этом же квартале была возвращена производителю. Взамен брака ничего во II квартале не отгружалось.
Возникает ли у производителя обязанность вносить плату за эту партию полиэтиленовых пакетов?
Импортер шин резиновых хочет организовать собственную систему сбора отходов с целью освобождения от внесения платы.
1. Какие условия необходимо выполнить?
2. Какие виды отходов нужно собирать и в каком количестве?
3. Какие подтверждающие документы необходимо представить Оператору?
Организация является производителем товаров из пластмасс с использованием отходов. Также для производства продукции она закупает на территории Республики Беларусь вторичные гранулы.
1. Какие условия необходимо выполнить для освобождения от обязанности?
2. Какими документами необходимо подтвердить льготу?
Постановлением № 388 определен перечень документов, подтверждающих право применения льгот. Некоторые льготы требуют подтверждения договорами реализации товаров и упаковки.
Как изменились требования в части указания в договорах цели приобретения товаров покупателем?
Организация с целью дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь осуществляет ввоз ПЭТ-бутылки и полиэтиленовых пакетов. Она планирует выполнять обязанность не путем внесения платы, а путем организации собственной системы сбора отходов посредством передвижного приемного пункта.
1. Какие отходы будут подлежать сбору и использованию?
2. В каком количестве необходимо собрать отходы для освобождения от платы Оператору*?
3. Необходима ли регистрация в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов (далее – реестр)? Какие документы нужно представить для регистрации?
Изменились ли форма информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее – отчет о выполнении обязанности) с 1 апреля 2022 г. и порядок ее заполнения?
Организация осуществляет ввоз преформ. Данные преформы реализуются организации, которая выдувает из них ПЭТ-бутылки и заливает социально значимый товар.
1. У какой из сторон возникает обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки?
2. Может ли импортер освободиться от внесения оператору платы за преформы в случае применения бутылки для упаковки социально значимых товаров?
Производитель изделий из пластмасс закупает вторичную гранулу для использования в качестве сырья на производстве. Гранула произведена на территории Республики Беларусь.
1. Какие условия необходимо выполнить для освобождения от обязанности по обеспечению сбора отходов?
2. Сможет ли производитель освободиться от обязанности по обеспечению сбора отходов, если вторичная гранула будет закуплена не напрямую у ее производителя, а через посредника?
3. Какими документами необходимо подтвердить производство вторичной гранулы на территории Республики Беларусь?
4. Необходимо ли документальное подтверждение приобретения гранулы посредником у производителя?
Организация-импортер осуществила ввоз товаров медицинского назначения. По кодам ТН ВЭД ЕАЭС товары не подпадают под действие Указа № 16. При этом товары ввозились в картонной упаковке. Часть партии не имеет государственной регистрации в реестре товаров медицинского назначения.
Может ли импортер применить освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов в отношении упаковки таких товаров?
Импортер завозит на территорию страны мелкую бытовую технику (мобильные телефоны, планшеты и т.д.). Планирует выполнять обязанность путем организации собственной системы сбора отходов.
1. Какие отходы необходимо собрать и сдать на использование (переработку)?
2. Организация за отчетный квартал собрала и передала на использование объем отходов, превышающий установленный норматив в 30 %. Можно ли зачесть превышающее количество на следующие периоды?