От правильного документального оформления поступления и списания топлива в организации зависит исчисление налогов, а значит, и их уплата в бюджет. И несмотря на то что в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденную постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), последние изменения вносились еще в 2011 г., у бухгалтеров до сих пор возникают вопросы:
- Если при хранении топлива образовался непригодный осадок, то как его списать?
- Обязательно ли понижение норм расхода топлива?
- Как определить норму расхода топлива, если автомобиль работает на газу?
- Когда и как применять повышение (понижение) норм расхода топлива?
- После продолжительного тепла возможно резкое похолодание: как в этом случае применять нормы расхода топлива?
- Как контролировать расход топлива при использовании автомобилей работников в служебных целях? и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы собраны в уникальную подборку, которая регулярно пополняется.
>>> Важно!
Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство по налогам и сборам в связи с многочисленными обращениями плательщиков разъясняют.
При наступлении холодов можно повысить норму расхода топлива
В связи с наступлением холодов организации, эксплуатирующие автомобили, имеют право повысить нормы расхода топлива. Как определить период возможного повышения? Как подтвердить такую возможность документально?
Правильно применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей поможет данный комментарий.
Актуальное интервью: Что происходит с затратами по топливу?
Председатель Ассоциации налогоплательщиков и руководитель известной бухгалтерской компании «Финансия» – Миронюк Любовь Петровна согласилась прокомментировать складывающуюся на текущий момент ситуацию по признанию плательщиками для целей налогообложения затрат по топливу.
Минтранс разъясняет порядок применения норм расхода топлива
В связи со значительным количеством обращений, поступающих от субъектов хозяйствования Беларуси, касающихся вопросов применения и установления норм расхода топлива, Минтранс информирует о следующем.
«В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) с 01.01.2019 несколько изменились подходы к нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств»
Почему реальный расход топлива стал сверхнормативным?
Снова налогоплательщики оказались заложниками бюрократического аппарата, а именно МНС и Минтранса. МНС письмом от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131* разъяснило, что расходы на топливо, определенные по нормам БелНИИТ «Транстехника», до момента их установления Минтрансом признаются сверхнормативными, поскольку установлены не в соответствии с законодательством, а поэтому не учитываются при налогообложении прибыли. В результате многие организации стали потенциальными нарушителями налогового законодательства в части исчисления налога на прибыль.
Понижение норм расхода топлива
В одних нормах Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), сказано, что руководитель организации вправе понизить нормы расхода топлива (п. 5 Инструкции № 141). В других говорится, что норма расхода топлива понижается при определенных условиях.
Понижение норм расхода топлива в определенных условиях – это право или обязанность организации?
При хранении топлива образовался непригодный осадок: как его списать?
В организации, которая не является ни производителем, ни продавцом ГСМ, была произведена зачистка резервуаров ГСМ на складе топлива. В результате установлено, что остаток по данным бухгалтерского учета – 321 л, фактически тоже 321 л, но 31 л из этого количества находится в состоянии, непригодном для использования (осадок).
Как правильно отразить в бухгалтерском учете списание ГСМ?
Налог на прибыль и расход топлива на автомобили: какие нормы и как долго можно применять
Расход топлива на автомобили – статья расходов, которая всегда нормировалась в целях налогового учета. В 2019 г. порядок нормирования расходов
при исчислении налога на прибыль ужесточился. А что же с расходами на топливо? В форме ответов на вопросы автор дает подробные разъяснения.
Обязательно ли понижение норм расхода топлива?
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации на основании Инструкции № 141* (п. 5 Инструкции № 141). Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом (п. 6 Инструкции № 141).
При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды). При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 % (пп. 12 и 13 Инструкции № 141).
Норма расхода топлива, если автомобиль работает на газу
Организация использует в своей деятельности автомобиль, работающий на газу. При этом для такой модели автомобиля нормы расхода топлива установлены только при работе на бензине.
Как определить норму расхода топлива при работе на газу: установить приказом руководителя временную норму расхода топлива, весь расход топлива считать сверхнормативным, либо есть другой вариант?
Нормируемые затраты: всё ли вы о них знаете?
С 1 января 2019 г. в Налоговый кодекс (далее – НК) введено новое понятие «нормируемые затраты». К ним относятся определенные затраты организации, поименованные в п. 1 ст. 171 НК, и прочие затраты, указанные в п. 2 ст. 171 НК. По применению перечня нормируемых затрат на практике возникли вопросы.
Подготовленная автором подборка документов поможет понять суть нормируемых затрат с учетом имеющихся разъяснений специалистов налоговых органов на момент выхода публикации.
Когда при использовании автомобиля организация должна уплатить подоходный налог?
Сегодня вряд ли найдется хотя бы одна организация, которая не использовала в своей деятельности автомобиль.
Это могут быть как собственные автомобили организаций, так и не принадлежащие им: арендуемые, в т.ч. автомобили-такси, получаемые по договорам безвозмездного пользования, используемые в служебных целях личные автомобили работников.
Расходы, которые несет организация при использовании не принадлежащих ей автомобилей, зачастую признаются объектом обложения подоходным налогом.
Давайте разберемся, когда это происходит и какими нормами надо при этом руководствоваться.
Часто для обеспечения слаженной работы организации наниматели заключают договоры возмездного использования автомобилей работников в служебных целях. Какие изменения в законодательстве 2019 г. нужно учесть, чтобы правильно вести учет выполнения таких договоров? Об этом – предлагаемый материал.
МНС Беларуси – о нормируемых затратах
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило вопросы по нормируемым затратам, включаемым в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Публикуем полный текст письма МНС от 22.02.2019 № 2-2-10/00460, подписанного заместителем Министра по налогам и сборам Э.А.Селицкой
Ассоциация налогоплательщиков cовместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол на тему: «Экологический налог в 2019 году: алгоритм контроля и последствия допущенных ошибок». Мероприятие состоялось 24 мая 2019 г. В нем приняли участие Ковальчук Татьяна Васильевна – заместитель начальника управления прямого налогообложения Главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
Когда и как применять повышение (понижение) норм расхода топлива
Расходы на топливо включатюся в состав затрат при исчислении налога на прибыль. Такие затраты должны быть экономически обоснованны. Кроме того, организация должна обеспечить контроль списания топлива. Повышение (понижение) нормы расхода топлива устанавливается приказом директора, поэтому важно не только определить и обосновать норму расхода топлива, но и оформить данный факт должным образом.
В этом году осень необычно теплая, но случаются и резкие перепады температур. Не исключаются заморозки.
Возможно ли повышение нормы расхода топлива при резком снижении температуры воздуха среди длящегося тепла? Правильно применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей поможет данный комментарий.
С целью контроля над разъездами работников руководители организаций нередко устанавливают лимиты расхода топлива при использовании автомобилей работников в служебных целях. Но правомерно ли такое ограничение в целях бухгалтерского и налогового учета этих расходов? Автор материала рассматривает такую ситуацию.
Повышение линейной нормы расхода топлива при частых остановках автомобиля
Грузовой автомобиль выполняет перевозки по территории организации (между цехами и складами), что требует частых остановок. Нередко он продолжительное время находится под загрузкой с работающим двигателем.
Возможно ли в таких ситуациях повысить линейную норму расхода топлива?
Включать платежи за участие в дорожном движении в цену топлива нецелесообразно
Включать платежи за участие в дорожном движении в цену топливанецелесообразно, целевой сбор больше соответствует справедливости. Такое мнение высказала на общественном обсуждении проекта Указа "О платежах за участие в дорожном движении" в общественной приемной Ленинской районной организации объединения "Белая Русь" депутат Палаты представителей Оксана Нехайчик, передает корреспондент БелТА.
Инвентаризация остатков топлива в баках автомобилей
Организация должна на конец каждого месяца проводить инвентаризацию остатков топлива в баках автомобилей.
Возникли следующие вопросы:
Как правильно замерить остаток топлива в баке грузового автомобиля?
По какой форме нужно составлять акт по результатам замера топлива в баке?
Учет материалов: списание топлива надо производить ежемесячно
Торговая организация имеет на своем балансе автомобили. Списание топлива на затраты осуществляется организацией ежеквартально, поскольку отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал.
Допустим ли такой подход?
Первичный документ по учету топлива
Топливо, израсходованное в производственных целях автомобилями организации, списывается в бухгалтерском учете на основании накопительных ведомостей данных путевых листов, которые содержат следующие сведения:
- вид топлива;
- остаток топлива на начало отчетного периода в количественном выражении;
- поступление и расход топлива за отчетный период в количественном выражении;
- остаток топлива на конец отчетного периода в количественном выражении, показания спидометра на начало и конец отчетного периода.
Данные о стоимостном выражении использованного топлива представлены в актах на списание топлива, которые составляются в бухгалтерской программе 1С.
При аудите организации было указано на неправомерность такого подхода и рекомендовано разработать иные первичные учетные документы для списания израсходованного топлива, отвечающие требованиям п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Прав ли аудитор?