– Принятие нового Закона продиктовано необходимостью формирования надлежащей правовой базы, регулирующей отношения в сфере аудиторской деятельности.
Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов обусловило необходимость гармонизации национального законодательства с международными требованиями, а также повышения эффективности и качества аудита. В связи с этим был разработан и в мае 2012 г. принят в первом чтении проект новой редакции Закона РБ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон).
В проекте новой редакции Закона изменен порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. В условиях отмены лицензирования аудиторам предоставлен более свободный доступ на рынок аудиторских услуг. Аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность сразу после государственной регистрации при соблюдении минимальных требований, определенных в проекте новой редакции Закона. Такими требованиями являются: наличие 2-летнего стажа работы в аудите для руководителя аудиторской организации, а также наличие не менее 5 аудиторов в штате аудиторской организации.
Среди новшеств в части обязанностей аудиторских организаций можно отметить обеспечение сохранности документов, подготовленных ими, в т.ч. в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее 5 лет с момента их завершения по договору.
Кроме того, при проведении контролирующими (надзорными) органами контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности аудиторские организации обязаны предоставлять всю необходимую для проверки информацию, в т.ч. в электронном виде.
Какие документы будут разработаны в 2013 г.?
– Минфин принял постановление от 29.03.2013 № 19 "О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81", которое вступило в силу 27 апреля 2013 г.
Оно внесло изменение в правила аудиторской деятельности "Планирование аудита", утвержденные постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, в части перечня вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В настоящее время ведется работа по разработке национальных правил аудиторской деятельности "Компиляция финансовой информации" и "Обзорная проверка".
Распространяется ли данное правило на аудиторов, работающих в аудиторских организациях, например, на 0,5 ставки?
– В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Следовательно, данная норма законопроекта будет распространяться на аудиторов, работающих в аудиторской организации, например, на 0,5 ставки при условии, что эта организация является основным местом работы аудитора.
Под основным местом работы понимается работа у нанимателя, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника.
Отметим, что увеличение минимальной численности штатных аудиторов в аудиторских организациях с 3 до 5 человек должно способствовать качественному проведению аудита и достижению более высокого профессионального уровня при проведении проверок, поскольку крупные аудиторские организации имеют возможность учитывать индивидуальные профессиональные качества каждого аудитора, их специализацию по отдельным вопросам, обеспечивая при этом должный уровень внутреннего контроля качества оказываемых услуг.
Ожидаются ли в 2013 г. изменения этих требований?
– Проектом новой редакции Закона установлено, что предметом аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности может являться не только отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная по МСФО.
При этом для организаций, у которых законодательными актами установлена обязанность составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО, такая отчетность подлежит обязательному аудиту. Введение данной нормы крайне важно, поскольку для привлечения иностранных инвестиций, а также выхода наших предприятий на первичный публичный выпуск акций требуется обеспечить прозрачность, надежность, понятность и достоверность финансовой отчетности для потенциальных инвесторов.
В то же время в целях уменьшения затрат на проведение обязательного аудита в проекте новой редакции Закона предусмотрена норма, освобождающая организации от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями белорусского законодательства, если у них за аналогичный отчетный период проведен аудит годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
В целях повышения качества аудита и усиления ответственности за его результаты законопроектом намечено, что обязательный аудит годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, проводят аудиторские организации, имеющие в штате не менее 2 аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО и МСА. Также предусмотрено дополнительное требование к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по МСФО, в части наличия на сайте данной аудиторской организации в сети Интернет информации о своей деятельности.
Многих аудиторов волнуют вопросы: не сведется ли это к вступлению аудиторов в такие объединения в добровольно-принудительном порядке с уплатой соответствующих членских взносов? Не приведет ли к излишней бюрократизации установление обязательных внутренних правил аудиторской деятельности наряду с правилами, которые устанавливает Минфин?
– В Беларуси в настоящее время на рынке аудиторских услуг созданы и осуществляют свою деятельность 2 общественных объединения: Ассоциация аудиторских организаций и Ассоциация профессиональных аудиторов.
Проектом новой редакции Закона аудиторским объединениям предоставлен ряд прав, в частности:
– представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях;
– устанавливать обязательные для соблюдения своими членами внутренние правила аудиторской деятельности, утверждать кодекс профессиональной этики аудиторов;
– вносить в Минфин предложения о совершенствовании законодательства в области аудиторской деятельности;
– осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, и другие права.
В дальнейшем при условии создания в стране системы саморегулирования таким организациям аудиторов могут быть переданы отдельные полномочия в сфере регулирования аудиторской деятельности. Наличие саморегулируемых организаций в аудиторскойдеятельности является распространенной международной практикой. В республике в настоящее время ведется работа по созданию соответствующей нормативной базы.
Насколько оправданно, учитывая соблюдение принципа конфиденциальности, сообщать эти сведения всем участникам ОАО, количество которых может исчисляться десятками тысяч?
– Проектом новой редакции Закона предусмотрена обязанность аудиторских организаций сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб в размере, превышающем 1 000 базовых величин.
В соответствии с Законом РБ "О хозяйственных обществах" при проведении аудита в акционерном обществе утверждение аудиторской организации и условий договора с ней относится к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Так, совету директоров (наблюдательному совету) в договоре с аудиторской организацией следует определить круг лиц, которым при необходимости аудиторская организация должна сообщить сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате чего причинен либо может быть причинен ущерб в размере, превышающем 1 000 базовых величин.
Не нарушается ли в таком случае продекларированный в ст. 2 проекта Закона принцип независимой оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц?
– Хочу заметить, что при необходимости указанные юридические лица вправе провести инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Заказчиками инициативного аудита могут быть аудируемые лица, собственники имущества (учредители, участники) аудируемых лиц и иные заинтересованные лица, заключившие с аудиторской организацией с согласия аудируемого лица договор оказания аудиторских услуг.
У аудиторов возникает ряд вопросов и предложений в связи с этим:
– не упадет ли значимость аудита, в то время как внесенные в последнее время изменения в системе бухгалтерского учета, включая гармонизацию системы учета и отчетности с МСФО, налогообложения, очень существенны и требуют их системного осознания работниками бухгалтерских служб?
– возможно ли установить критерий по объему выручки на уровне 1,0 млн. евро?
– наряду с показателем объема выручки предлагают рассмотреть вопрос об установлении дополнительных критериев по аналогии с законодательством России, к примеру, стоимости активов субъекта хозяйствования (в эквиваленте свыше 150 000 евро)…
– Подходы к проведению обязательного аудита существенно пересмотрены. Обязательный аудит – это аудит, который вводится государством для достижения определенных целей и эти цели должны быть экономически оправданы. Суть аудита состоит в защите интересов пользователей, третьих лиц, бизнеса.
Представленный законопроект содержит перечень организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту. Круг объектов обязательного аудита – это организации, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей:
– открытые акционерные общества;
– банки, небанковские кредитно-финансовые организации;
– биржи;
– страховые организации и др.
Кроме того, обязанность проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской отчетности установлена также для предприятий, деятельность которых представляет особый интерес для республики и находится под контролем государства (резиденты Парка высоких технологий, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Данный перечень организаций в большинстве своем является стандартным в мировой практике.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту по критерию выручки, пороговое значение данного критерия увеличено с 600 тыс. до 5 млн. евро. При определении критерия были приняты во внимание данные статистической отчетности о показателях деятельности организаций республики, законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья, рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда по программе оценки финансового сектора в Республике Беларусь.
Основным международным подходом при определении критерия выручки является освобождение от обязательного аудита субъектов малого бизнеса. В связи с этим установление порогового значения на уровне 5 млн. евро является оправданным. Тем самым для малых предприятий будет обеспечено снижение финансовой нагрузки, что, в свою очередь, придаст дополнительный стимул их развитию.
Вместе с тем организации, у которых возникнет необходимость в проведении аудита, смогут провести его на инициативной основе. Тем более что в настоящее время затраты на проведение любого вида аудита учитывают при налогообложении.
Интервью провел Михаил Щербаков, редактор журнала "Главный Бухгалтер"