Производственная организация на протяжении ряда лет закупает материалы как отечественного, так и зарубежного производства. В настоящее время приняты отдельные акты законодательства, ограничивающие закупку импортных товаров.
Означает ли это, что государственные организации для обеспечения своей деятельности теперь будут покупать только отечественные товары, а весь импорт окажется под запретом?
Не означает.
Действительно, произошли определенные изменения в законодательстве, касающиеся проведения государственных закупок.
С 23 июня 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206).
Постановлением № 206 изложен в новой редакции Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (далее – Перечень).
Справочно: ранее ограничения в отношении закупки товаров иностранного происхождения были определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 816 «О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров». Указанные ограничения касались в основном товаров легкой промышленности.
В настоящее время Перечень значительно расширен и включает отдельные виды продукции не только легкой промышленности, но и машиностроения, агрохимии, продуктов питания и др. (в Перечень включено более 120 позиций).
Постановлением № 206 предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, если в целях участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Если в ходе проведения процедуры государственной закупки не будет подано ни 1 предложения товара, происходящего из указанных стран, либо подано только 1 предложение, то участники смогут предложить к поставке товары иностранного происхождения.
Приобретать импортные товары никто не запретил. Государство предпринимает меры по защите внутреннего рынка. В соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь к иностранным товарам не могут быть отнесены товары, произведенные в Российской Федерации, Республике Казахстан либо Республике Армения. Подобная практика защиты отечественного производителя принята во многих странах мира.
Какие особенности следует учесть заказчику при подготовке документов для проведения процедуры госзакупок товаров, включенных в Перечень, чтобы не нарушить законодательство?
Постановление № 206 изменило Перечень. Правительство включило в него отдельные виды продукции не только легкой промышленности, но и машиностроения, агрохимии, продуктов питания и др.
В частности, постановлением № 206 определено, что к участию в конкурентных видах процедур государственных закупок (открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений) допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Важно! При проведении процедуры государственной закупки заказчику (организатору) необходимо в первую очередь определить наличие либо отсутствие товара в Перечне.
При наличии товара в Перечне в приглашении к участию в процедуре государственной закупки в конкурсных (аукционных) документах либо документах, представляемых участнику для подготовки предложения для участия в процедуре запроса ценовых предложений, необходимо указать требования, изложенные в постановлении № 206. При рассмотрении и оценке предложения следует учитывать условия допуска, а также представленные сертификаты о происхождении товара формы СТ-1. То есть заказчик в документах по процедуре государственной закупки изначально устанавливает условия допуска к участию в такой процедуре в случае, если приобретаемый товар включен в Перечень.
Какие документы представляет участник процедуры государственной закупки, подавая предложение, если закупаются товары, включенные в Перечень?
К участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств (постановление № 206).
Для подтверждения того, что участником в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений предлагаются товары иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок, происходящие из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации, участнику необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом (организацией) этих государств для целей участия в процедуре государственной закупки.
В случае предложения двумя и более участниками товара, включенного в Перечень, страной происхождения которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и (или) Российская Федерация, предложение участника с товаром из иных государств отклоняется.
При участии в электронном аукционе участник, предлагающий товар, включенный в Перечень, в первом разделе предложения должен заявить о том, что он предлагает товар, страной происхождения которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан или Российская Федерация, а сертификат о происхождении товара формы СТ-1 на данный товар будет представлен во втором разделе предложения. Во втором разделе предложения участник обязан представить соответствующий сертификат, выданный для целей участия в процедуре государственной закупки. В ином случае предложение такого участника должно быть отклонено. Таким образом, участниками процедур государственных закупок должны быть учтены нормы постановления № 206 и Перечня, требования к предложению, предусмотренные документами заказчика (организатора), а также условие, что допуск к участию в процедуре зависит от количества участников процедуры закупки, предлагающих товары, происходящие из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Какие требования предъявляются к заполнению документа, подтверждающего страну происхождения товара, для участия в процедуре государственных закупок?
Для подтверждения того, что участником в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений предлагается товар согласно Перечню, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации, участнику необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом (организацией) вышеназванных государств для целей участия в процедуре государственной закупки.
Сертификат о происхождении товара выдает уполномоченный орган (организация) по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее – Соглашение от 20.11.2009), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров.
Справочно: в Республике Беларусь выдачу и удостоверение сертификата о происхождении товара осуществляет Белорусская торговопромышленная палата и ее унитарные предприятия. Сертификаты заполняют с учетом особенностей, определяемых Минторгом. Они действуют на протяжении 6 месяцев с даты их выдачи (п. 3 постановления № 206).
Особенности заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 для проведения процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) определены постановлением Минторга Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21.
Организация начала проведение процедуры государственной закупки товара, включенного в Перечень, до вступления в силу постановления № 206. Но договор с участником-победителем заключить не успели.
Надо ли организации отменить процедуру закупки и провести ее по новым правилам?
Не надо.
Постановление № 206 вступило в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования – 23 июня 2016 г.
Действие постановления № 206 не распространяется на государственные закупки товаров, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров заключены до вступления его в силу (п. 5 постановления № 206).
Организации необходимо завершить начатую процедуру государственной закупки заключением договора с участником-победителем.
Организация проводит электронный аукцион по закупке товара, включенного в Перечень. Поставщик из России предложил товар происхождения Российской Федерации и в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представил сертификат формы СТ-1, выданный уполномоченным органом Российской Федерации.
Можно ли допускать такого поставщика к участию в аукционе?
Можно.
Допускать такого поставщика к участию в аукционе можно только в том случае, если сертификат о происхождении товара формы СТ-1 выдан для целей участия в процедуре государственной закупки.
Для подтверждения участником, являющимся резидентом Российской Федерации, страны происхождения товара производства Российской Федерации, ему необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный Российской торгово-промышленной палатой для целей участия в процедуре государственной закупки.
Если же сертификат СТ-1 выдан резиденту Российской Федерации для иных целей либо получен им до вступления в силу постановления № 206 (до 23 июня 2016 г.), то такой документ может быть применен только для подтверждения права на применение преференциальной поправки.
Справочно: по информации Белорусской торгово-промышленной палаты, возможна выдача сертификата для участия в процедурах государственных закупок нерезиденту Республики Беларусь в случае, если он предлагает товары, соответствующие критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным разд. 2 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения от 20.11.2009.
Заказчик процедуры государственной закупки |*| установил требование о представлении участниками справки из налоговых органов об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения.
* Информация о особенностях госзакупок в условиях деноминации доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Является ли обоснованным решение комиссии заказчика об отклонении предложения участника конкурса, представившего указанную справку на более позднюю дату?
Да, предложение должно быть отклонено.
Сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) удостоверяются справкой о состоянии расчетов с бюджетом. Такую справку выдает налоговый орган по заявлению плательщика, что предусмотрено в п. 1.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Справочно: срок выдачи справки для участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) – 2 рабочих дня; плата за выдачу справки не взимается.
Заинтересованное лицо, кроме сведений, определенных в п. 3 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», в заявлении о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом для участия в процедуре государственной закупки товаров (работ, услуг) указывает дату, по состоянию на которую необходимо выдать справку, а также цель получения справки (подп. 1.21 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.05.2009 № 617 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур»).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность получения указанной справки на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Этот механизм не может вызывать трудностей при применении на практике.
Важно! Комиссия заказчика (организатора) при проведении, например, открытого конкурса отклоняет предложение, если участник, представивший его, не соответствует требованиям к квалификационным данным, указанным в конкурсных документах. Такое право предоставлено п. 3 ст. 38 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
При проведении процедуры государственной закупки заказчик для подтверждения квалификации участника требует представить «документы (лицензии, сертификаты и др.), предусмотренные законодательством».
Такое требование законно?
Требование заказчика неправомерно.
Заказчиком (организатором) устанавливаются квалификационные требования к участникам с указанием конкретного перечня документов и сведений, которые необходимо представить в предложении (ст. 15 Закона № 419-З).
Так, будет неправомерным установление квалификационных требований со следующей формулировкой:
– представить соответствующие специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством;
– представить сертификаты, выданные уполномоченными государственными органами, подтверждающие соответствие закупаемых товаров нормативным документам по стандартизации;
– представить документы, подтверждающие возможности по оказанию услуг и т.п.
Таким образом, заказчик (организатор), устанавливая квалификационные требования к участникам, должен указать конкретное наименование документа (либо перечень таких документов), подтверждающего квалификацию участника, например наименование сертификата (лицензии), который должен представить участник.
Применяется ли преференциальная поправка при процедуре закупки из одного источника?
Не применяется.
При проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка (подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Следовательно, при проведении процедуры закупки из одного источника преференциальная поправка не применяется.
Справочно: разъяснение Министерства торговли Республики Беларусь «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение» (письмо от 11.04.2016 № 14-07/926к) размещено на его официальном сайте в рубрике «Регулирование закупок», а также в базах законодательства.
Заказчик процедуры государственной закупки в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, установил в качестве квалификационного требования обязательное наличие сертификата системы управления качеством.
Правомерно ли это?
Правомерно.
Заказчик (организатор) государственной закупки для проверки квалификационных данных участника вправе устанавливать определенные требования, в т.ч. предусматривающие наличие опыта работы в соответствующей области деятельности, технической оснащенности, финансовых и других возможностей участника и т.д. (ст. 15 Закона № 419-З).
Законодательством не определен закрытый перечень таких требований. Вместе с тем они должны быть обоснованными и не ограничивать конкуренцию на рынке конкретных товаров (работ, услуг). Заказчик (организатор) обязан определить в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, четкий перечень документов и сведений, которые участнику следует представить при подаче предложения.
Важно! Истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, недопустимо. Таким образом, если заказчиком (организатором) было установлено такое квалификационное требование, как наличие сертификата системы управления качеством, то в составе предложения участника должен быть представлен такой документ. При невыполнении участником квалификационных требований заказчик (организатор) должен отклонить предложение такого участника.
Имеет ли право участник процедуры государственной закупки при размещении своего предложения на электронной торговой площадке |*| помечать файлы с ценами и описанием предлагаемого товара значком «конфиденциально», после чего другие участники не могут увидеть, какой товар он предлагал?
Если эти действия участника незаконны, то какие меры к нему должны быть применены?
Действия участника не противоречат законодательству.
К предложениям участников, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) представление которой ограничено в соответствии с законодательством, обеспечивается открытый доступ. Предложение участника процедуры государственной закупки должно содержать заявление о его согласии на размещение в открытом доступе информации, содержащейся в предложении (подп. 1.16 и 1.17 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).
* Дополнительная информация о переводе госзакупок в электронный формат доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относятся:
– информация о частной жизни физического лица и его персональных данных;
– сведения, составляющие государственные секреты;
– служебная информация ограниченного распространения;
– информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
– информация, которая содержится в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
– иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.
Перечисленные нормы оговорены в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».
Вместе с тем на практике встречаются ситуации, когда участники необоснованно отмечают конфиденциальную информацию, которая такого статуса не имеет. При этом административная ответственность участника за такие действия законодательством не предусмотрена.
Важно! Заказчик (организатор) процедуры государственной закупки не наделен правом на размещение в открытом доступе информации, которую участник посчитал возможным скрыть.
Организация заключила годовые договоры на техническое обслуживание и ремонт техники, источником финансирования которых предусмотрены бюджетные средства. По отдельным договорам требуется увеличение суммы финансирования в связи с дорогостоящим ремонтом техники, по другим – ремонт не будет проводиться и денежные средства не будут освоены.
Как изменить такие договоры?
Изменение договора возможно только в ограниченных случаях.
В ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора на государственную закупку допустимо изменение объема (количества) закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором на государственную закупку (п. 4 ст. 20 Закона № 419-З). Изменение объема предмета государственной закупки более установленного предела не допускается, так как является нарушением требований законодательства о государственных закупках.
При возникновении потребности в увеличении объема (количества) предмета государственной закупки более чем на 10 % заказчик должен проводить новую процедуру государственной закупки на необходимый объем. При этом заказчику следует внести изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором такой план государственных закупок был утвержден, и выбрать вид процедуры государственной закупки исходя из ориентировочной стоимости дополнительной потребности в приобретении товара (работы, услуги).
Наряду с этим в ситуации, когда в силу объективных обстоятельств определенный договором на государственную закупку объем предмета государственной закупки не востребован заказчиком, можно ставить вопрос о расторжении договора в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, в т.ч. и по соглашению сторон.