Правила и особенности исчисления платы и оформления отчета за I квартал 2018 года по отходам потребления

02 April 2018

«Прямая линия» по указанной теме состоялась в редакции журнала «Главный Бухгалтер» 16 марта 2018 г. Ее гостьей была Татаринцева Надежда Андреевна, заместитель директора государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов». В этой публикации вы узнаете о контрольных мероприятиях, осуществляемых оператором*, и особенностях заполнения информации о выполнении обязанности.
__________________________
* ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

 

Организация получила письмо от оператора с предложением проанализировать деятельность в части возникновения обязанности по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в связи с импортом товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313**.
__________________________

** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

1. На каком основании оператор направляет такое письмо организации?

 

На основании информации, полученной от ГТК.

Право оператора обращаться к импортерам по вопросам выполнения обязанности, указанной в вопросе, предусмотрено частью третьей подп. 1.15 п. 1 Указа № 313, который предписывает оператору анализировать выполнение организациями (ИП) этой обязанности.

Такой анализ осуществляется на основании информации, полученной от ГТК.

Обоснуем наш ответ.

Импортеры товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:

– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;

– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – обязанность, отходы товаров и отходы упаковки) |*|.

* Перечень документов, регулирующих способы выполнения обязанности по сбору отходов товаров и отходов упаковки, льготы, отчетность, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Такая обязанность выполняется либо путем заключения договора с оператором, либо путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Если выбран первый способ, то импортер должен не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом:

1) представлять оператору информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности). Форма такой информации утверждена постановлением № 708*;

2) вносить соответствующую плату на банковский счет оператора (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» и утвержденное им Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее – постановление № 708 и Положение № 708).

Однако, как показывает практика, не все импортеры добросовестно выполняют обязанность, определенную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313. Поэтому одна из форм контроля оператора – выявление импортеров, уклоняющихся от выполнения этой обязанности.

Такой контроль производится на основании информации, полученной от ГТК, путем ее сопоставления с информацией, имеющейся в распоряжении оператора.


Справочно: ГТК до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Минжилкомхоз данные деклараций на товары о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и реимпорта, а также статистических деклараций и периодических статистических деклараций об импорте:

•товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;

•потребительских товаров, предполагающих наличие полимерной, стеклянной, бумажной (картонной) или комбинированной упаковки.


Эти данные содержат информацию:

– о наименовании и юридическом адресе декларанта (импортера);

– коде и наименовании товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

– его количестве и стоимости;

– виде и количестве грузовых мест;

– весе нетто и весе брутто товаров (подп. 1.14-1 п. 1 Указа № 313).

При обнаружении организации-импортера, которая не выполняет требования Указа № 313, оператор направляет ей письмо с предложением в установленные сроки:

1) либо принять меры к выполнению обязанности:

– зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков;

– заключить с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;

– представить информацию о выполнении обязанности;

– внести при необходимости плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;

2) либо направить оператору ответ на письмо с указанием оснований, по которым организация-импортер освобождается от выполнения обязанности.


Справочно: случаи освобождения производителей и поставщиков от обязанности перечислены в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 |*|.

* Особенности применения льгот, предусмотренных Указом № 313 при производстве товаров, доступны для подписчиков электронного «ГБ»


 

2. Что будет, если организация не представит ответ оператору?

 

Возможна проверка.

В случае невыполнения импортером вышеуказанных предложений сведения о нем будут направлены в территориальный орган Минприроды и налоговый орган об обнаружении признаков административного правонарушения, выразившегося в неисполнении организацией обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, для проведения проверки.


Справочно: невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч. 1 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).


 

Организация в апреле 2018 г. планирует ввезти из Литвы товары, названные в приложении 1 к Указу № 313, с целью дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь. Иных поставок в текущем году не будет.

Возникает ли у организации обязанность по регистрации в реестре производителей и поставщиков и представлению информацию о выполнении обязанности, если сделка является разовой?

 

Возникает.

Перечень случаев, предусматривающих освобождение от обязанности, содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313. В нем отсутствует такой случай, как освобождение при разовом ввозе товаров.

Таким образом, организации следует:

– зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности. Так как такой случай приходится на II квартал 2018 г., то это необходимо сделать до 22 июля 2018 г.;

– не позднее 22 июля 2018 г. представить оператору информацию о выполнении обязанности за II квартал 2018 г., порядок заполнения которой зависит от выбранного способа выполнения обязанности.


Важно! Последний день представления информации – 22 июля 2018 г. (воскресенье). Но в данном случае принцип, применяемый в налоговой сфере, – перенос представления налоговой отчетности, выпадающей на выходные или праздничные дни, на первый рабочий день, следующий за выходными (праздничными), – не работает. Поэтому информация о выполнении обязанности, представляемая в электронной форме, может быть направлена оператору в более ранние сроки (т.е. до 22 июля) либо в последние дни – 21–22 июля 2018 г. (суббота, воскресенье).


При этом необходимо учесть, что, если будет выбран способ выполнения обязанности:

путем заключения договора с оператором – у организации возникает обязанность внести оператору плату не позднее 22 июля 2018 г.;

путем применения собственной системы сбора отходов – организация обязана обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование на территории Республики Беларусь отходов:

•в установленном объеме;

•не позднее последнего дня отчетного периода (30 июня 2018 г.).

Если организация не планирует в дальнейшем импортировать товары, подпадающие под контроль Указа № 313, она вправе обратиться к оператору с заявлением об исключении из реестра производителей и поставщиков и расторгнуть заключенный договор.

Оператор может исключить производителей и поставщиков из реестра и расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае непредставления организацией информации о выполнении обязанности в течение 4 и более отчетных периодов подряд.

 

Организация с 2016 г. ввозит товары, названные в приложении 1 к Указу № 313.

С указанной даты по настоящее время организация своевременно направляла информацию о выполнении обязанности и вносила плату оператору.

При проверке было установлено, что организация несвоевременно зарегистрировалась в реестре производителей и поставщиков, за что была привлечена к административной ответственности.

Правомерны ли действия проверяющих, если плата оператору вносилась своевременно, информация о выполнении обязанности также своевременно представлялась?

 

Действия проверяющих правомерны.

В рассматриваемой ситуации, даже несмотря на отсутствие регистрации в реестре производителей и поставщиков, организация обеспечила выполнение обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

Это означает, что организация не может быть привлечена к административной ответственности за невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, предусмотренной ч. 1 ст. 15.63 КоАП.

В то же время невыполнение требований Указа № 313 в части регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.63 КоАП: нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами. Санкция статьи в отношении юридических лиц предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 1 000 базовых величин.

 

В ходе аудиторской проверки установлено, что организация неверно исчислила (завысила) сумму платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки.

Может ли организация вернуть излишне уплаченную оператору сумму?

 

Может.

Возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм производится оператором на основании обращений производителей и импортеров (часть седьмая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Помимо обращения организации необходимо направить оператору уточненную информацию о выполнении обязанности за отчетные периоды, в которых организацией неправильно исчислена сумма платы. В ней необходимо заполнить:

– позицию «Отметка об уточненной информации»;

– разд. III, в котором отражаются сведения о завышении суммы платы, подлежащей возврату обязанному лицу, в связи с выявлением в ранее представленных отчетах неполноты сведений или ошибок |*|.

* Новые размеры платы для производителей и поставщиков батареек, которые начнут действовать с 1 апреля 2018 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»

 

Организация импортирует стеклянную банку и выполняет обязанность по Указу № 313* с применением собственной системы сбора отходов стекла.

___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

При проверке документов в марте 2018 г. организация обнаружила, что при подаче информации о выполнении обязанности за III и IV кварталы 2017 г. не были учтены все льготы |*| по использованию ввезенной банки для упаковки социально значимых товаров (детское питание). С учетом этих льгот выполнение обязанности с применением собственной системы сбора отходов составило более 100 %.

* Особенности применения льгот, предусмотренных Указом № 313 при производстве товаров, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Можно ли получить компенсацию за отходы стекла, собранные и переданные на использование свыше установленного Указом № 313 норматива в III и IV кварталах 2017 г.?

 

Нельзя.

Организация не может получить компенсацию, поскольку пропустила установленный срок подачи необходимых документов.

Обоснуем наш вывод.

Если импортер применяет собственную систему сбора отходов для целей выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – обязанность), то он вправе получить компенсацию на возмещение своих расходов, но лишь в отношении тех отходов, которые превысили установленный подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 объем, собранный с применением собственной системы сбора отходов (часть шестая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, если организация выполнила обязанность с применением собственной системы сбора отходов более чем на 100 %, т.е. собрала больше, чем установлено Указом № 313, то потенциально она имеет право на компенсацию.

Однако получение компенсации сопряжено с выполнением ряда условий, нарушение которых влечет отказ в ее получении. Это, например, непредставление или несвоевременное представление документов для выплаты компенсации, установленных Минжилкомхозом Республики Беларусь.

Перечень документов для выплаты компенсации и сроки их представления установлены в Инструкции о порядке выплаты компенсации*.

___________________
* Инструкция о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденная постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 (далее – Инструкция о порядке выплаты компенсации).

Так, для получения компенсации заявители должны представить оператору документы не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (календарный месяц) (п. 4 Инструкции о порядке выплаты компенсации).

Таким образом, срок подачи документов на компенсацию за отходы стекла, которые были переданы на использование в III и IV квартале 2017 г., уже истек.

В частности, крайний срок подачи документов за декабрь 2017 г. был 10 февраля 2018 г.

 

Организация применяет собственную систему сбора отходов для выполнения обязанности по Указу № 313 и в установленные сроки представляет информацию о выполнении обязанности и первичные учетные документы, подтверждающие сбор отходов и их передачу на использование, как предусмотрено постановлением № 708**.

___________________
** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление № 708).

Оператор после проверки представленных подтверждающих документов не принял (отклонил) информацию о выполнении обязанности из-за неподтверждения объемов сбора отходов.

Каковы действия организации в таких случаях?

 

Надо представить недостающие документы, подтверждающие сбор отходов, или подать уточненную информацию и доначислить плату.

Если производители и поставщики обязанность выполняют путем применения собственной системы сбора отходов, то к отчету о выполнении обязанности прилагаются заверенные копии первичных учетных документов:

– о поступлении отходов, собранных в соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа № 313;

– передаче отходов для дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь.

Представленные копии документов должны подтверждать объем отходов, отраженный в гр. 5 разд. II информации о выполнении обязанности («Количество отходов товаров и отходов упаковки, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов, тонн (штук)»).

Если представленные первичные учетные документы не подтверждают заявленные объемы сбора, то оператор ставит вопрос о выполнении обязанности не в полном объеме.

В таких случаях организации необходимо проверить правильность отраженных в информации о выполнении обязанности объемов сбора с применением собственной системы сбора отходов и в зависимости от полученного результата произвести следующие действия.

1. Если отраженные в отчете объемы сбора отходов достоверны, проанализировать представленные копии первичных учетных документов и представить недостающие копии для подтверждения выполнения обязанности в полном объеме.

После представления недостающих документов отчет о выполнении обязанности будет принят оператором.

2. Если при заполнении информации о выполнении обязанности допущена ошибка и у организации отсутствуют документы, подтверждающие заявленный в отчете объем сбора отходов, организации надо:
– подать уточненную информацию о выполнении обязанности;

– доначислить плату за недостающие объемы сбора.

При повторной подаче информации о выполнении обязанности за отчетный период в связи с обнаружением неполноты сведений или ошибок дополнительно необходимо заполнить разд. III «Сведения о занижении (завышении) суммы платы, подлежащей уплате (возврату) по отчету, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки» информации.

В разд. III отражаются:

– сумма к уплате за отчетный период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки. Данная сумма определяется как разница сумм платы, начисленных по уточненному и корректируемому отчету;

– начисленная пеня за несвоевременное внесение платы. Пеня рассчитывается, если недоплата обнаружена после 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер пени установлен частью второй подп. 1.6 п. 1 Указа № 313 и составляет 0,1 % за каждый день просрочки.

При расчете пени следует учитывать, что если сумма платы, подлежащая внесению на текущий (расчетный) банковский счет оператора, составляет менее 1 базовой величины, то производители и поставщики вправе внести плату не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности (часть пятая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, если организация допустила незначительную ошибку при заполнении информации о выполнении обязанности и сумма начисленной в связи с этим платы составила менее 1 базовой величины, то пеня может не начисляться в связи с отсутствием факта несвоевременного внесения платы |*|.

* Размеры компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки на 2018 г. доступны всем на портале GB.BY

 

Организация применяет собственную систему сбора отходов полимерной упаковки из отходов потребления и их переработку на своем предприятии. За I квартал 2018 г. она:

– произвела и реализовала на территории Республики Беларусь 560 т полимерной упаковки;

– собрала от населения и переработала на предприятии 215 т полимерных отходов.

То есть за I квартал 2018 г. организация не обеспечила объем сбора отходов, установленный Указом № 313 (40 % от объема производства и реализации).

Как правильно рассчитать плату оператору в такой ситуации: за весь объем реализации упаковки или за вычетом собранных собственной системой сбора отходов?

 

Рассчитать плату оператору следует пропорционально объемам, которых не хватило для выполнения обязанности с применением собственной системы сбора отходов.

Обоснуем наш вывод.

Чтобы правильно рассчитать сумму платы, необходимо воспользоваться нормами, изложенными в абз. 6–9 п. 12 постановления № 708.

Если производитель полимерной упаковки в отчетном периоде применяет собственную систему сбора отходов, но не обеспечивает сбор и использование полимерных отходов в установленном количестве (количество определено в абз. 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 и составляет в 2018 г. 40 % от объема производства и реализации), то производитель обязан:

– заключить договор с оператором;

– внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора исходя из объема произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь за I квартал 2018 г. полимерной упаковки, рассчитанного по установленной в постановлении № 708 формуле.

В нашем случае объем производства и реализации полимерной упаковки (КТ) составляет 560 т, объем сбора и использования отходов (КО) – 215 т, объем отходов, подлежащих сбору по Указу № 313 (НО), – 40 % от объема производства и реализации, т.е. 224 т. Учитывая эти данные:

1) определим объем полимерной упаковки, за который нужно внести плату, по формуле

        КТ – КТ × КО / НО,

где КТ – количество произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь полимерной упаковки за отчетный период;

КО – количество полимерных отходов, собранных и использованных с применением собственной системы сбора отходов, за отчетный период;

НО – количество отходов, подлежащих сбору и использованию с применением собственной системы сбора отходов, в соответствии с Указом № 313 за отчетный период.

Объем отходов, за которые организации надо внести оператору плату, составит 22,5 т (560 – 560 × 215 / 224);

2) рассчитаем сумму платы |*|, подлежащую внесению оператору за I квартал 2018 г.:

22,5 т × 160 руб./т = 3 600 руб.;

* Новые размеры платы для производителей и поставщиков батареек, вступившие в силу с 1 апреля 2018 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»

3) заполним разд. II информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности).

Информация о выполнении обязанности подается оператору не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в виде электронного документа с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте оператора.

Так как за I квартал 2018 г. срок подачи информации и внесения платы приходится на выходной день 22 апреля 2018 г. (воскресенье), то нужно подать отчет и внести плату заблаговременно (срок по Указу № 313 не переносится на понедельник 23 апреля 2018 г.).

Заполненный разд. II информации о выполнении обязанности должен выглядеть следующим образом:

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup