Должен ли резидент обеспечить поступление недостающего товара в срок не позднее 60 дней с даты платежа за поступивший товар?
Под внешнеторговой операцией понимают каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора, который должен быть завершен получением товаров (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)). Из указанной нормы следует, что поступление товаров резиденту до проведения им оплаты не является внешнеторговой операцией в рамках Указа № 178.
Фактом, подтверждающим поступление товаров в полном объеме, является помещение товаров по таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом Таможенного союза, определенную Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
В изложенной ситуации выявление отдельных фактов ненадлежащего исполнения обязательств сторонами происходит после выполнения резидентом требований Указа № 178. То есть установление недостачи является деятельностью, находящейся за рамками Указа № 178. В связи с этим урегулирование вопросов по недостаче поступивших товаров решается в соответствии с законодательством, неотносимым к валютному.
Действие Указа № 178 нераспространяется на внешнеторговые операции, расчеты по которым осуществляются через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями – через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах (в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами) (подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 178).
К таким внешнеторговым операциям относят любые операции в виде платежей, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации либо исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляемые в рамках внешнеторгового договора, условия исполнения которого соответствуют нормам подп. 1.2.1–1.2.4 п. 1 Указа № 178, независимо от факта наличия или отсутствия отсрочки оплаты.
Какие внешнеторговые операции в рамках Указа № 178 совершает резидент в указанной ситуации?
Внешнеторговый договор – это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
В изложенной ситуации резидент, выступающий в качестве комитента, является:
1) экспортером товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Резидент-комитент после передачи товара нерезиденту-комиссионеру обязан обеспечить поступление денежных средств за реализованный товар в объеме, определенном условиями договора (либо возврат переданного товара) в срок 120 календарных дней с даты передачи товара;
2) импортером услуги.
Это вытекает из нормы ст. 880 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Так, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. То есть резидент-комитент является также импортером услуги, оказываемой комиссионером-нерезидентом в виде исполнения поручения по договору комиссии. Причем независимо от того, что в соответствии со ст. 733 ГК комиссия не отнесена к возмездному оказанию услуг. При этом:
– обязательством по импорту является уплата комиссионеру-нерезиденту комиссионного вознаграждения (иных выплат, предусмотренных договором комиссии);
– датой перечисления (возврата) денежных средств комитентом-резидентом считается дата их списания (поступления) со счета (на счет) резидента-комитента в порядке, установленном валютным законодательством. Допускается удержание комиссионером-нерезидентом суммы комиссионного вознаграждения (иных выплат, предусмотренных договором комиссии из суммы денежных средств, причитающейся резиденту-комитенту, если это предусмотрено договором комиссии);
– датой исполнения нерезидентом-комиссионером поручения по договору комиссии считается дата, указанная в отчете об исполненном поручении. Резидент-комитент не вправе перечислять комиссионное вознаграждение нерезиденту-комиссионеру до исполнения поручения, так как ГК предусмотрено, что вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии и представления комиссионером отчета.
Датой начала экспортной внешнеторговой операции является дата передачи товара резидентом-комитентом нерезиденту-комиссионеру, которая в свою очередь определена подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178.
Датой завершения операции является дата поступления денежных средств (их зачисления) на счет резидента (комитента) в порядке, установленном Указом № 178 либо постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций".
В случае исполнения договора уступки требования, предусматривающего расчет между новым и первоначальным кредиторами, что будет являться фактом завершения внешнеторговой операции:
1) поступление денежных средств от нерезидента на счет нового кредитора?
2) поступление денежных средств от нового кредитора на счет первоначального кредитора?
Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме. При экспорте срок завершения операции составляет не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178). Такая внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178). При этом денежные средства должны поступить только на счета экспортеров. Исключение составляют денежные средства, направляемые нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом (подп. 1.8 п. 1 Указа № 178). При этом новый кредитор становится экспортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.
То есть в данной ситуации возможно заключение договора уступки требования между резидентом – первоначальным кредитором и резидентом – новым кредитором.
Внешнеторговая операция по экспорту должна быть завершена получением денежных средств от нерезидента на счет нового кредитора, поскольку он является в изложенной ситуации экспортером и соответственно денежные средства должны поступить экспортеру. При этом для целей валютного контроля факт получения денежных средств на счет первоначальным кредитором по договору уступки требования значения не имеет, поскольку расчеты по договору уступки требования не являются расчетами по внешнеторговому договору.
Как в этом случае следует применять Указ № 178?
Резидент-комитент действует в соответствии с нормой части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 и является экспортером товаров. В связи с этим он обязан обеспечить:
– или поступление денежных средств за реализованный товар в объеме, определенном условиями договора;
– или возврат товара, который нерезидент-комиссионер приобрел по поручению резидента-комитента, в срок 120 календарных дней (не позднее) с даты передачи товара комиссионером-нерезидентом покупателю.
Напомним, что передача денежных средств нерезиденту-комиссионеру для исполнения им поручения по договору комиссии не является платежом в понимании Указа № 178.
Датой передачи комиссионером-нерезидентом либо комиссионером-резидентом покупателю товара считается дата, установленная подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178.
Так, датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, определенные Нацбанком для целей валютного контроля. Если в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится либо если товар передает покупателю комиссионер-нерезидент, датой передачи считается дата, указанная в товаросопроводительных документах.
В качестве кого по данному договору выступает резидент?
В этом договоре комиссии резидент РБ выступает в качестве комиссионера и в рамках Указа № 178 – экспортером услуги, оказываемой им нерезиденту в виде исполнения поручения по договору комиссии, независимо от того, что в соответствии со ст. 733 ГК комиссия не отнесена к возмездному оказанию услуг.
При этом обязательством по импорту является выполнение резидентом-комиссионером поручения по договору комиссии. Комиссионное вознаграждение (иные выплаты, предусмотренные договором комиссии) является экспортной выручкой резидента-комиссионера, порядок получения которой регулирует валютное законодательство.
Датой исполнения резидентом-комиссионером поручения считается дата, указанная в отчете об исполненном поручении, а датой поступления денежных средств в виде комиссионного вознаграждения (в случае уплаты его нерезидентом-комитентом после исполнения поручения резидентом-комиссионером) – дата их поступления на счета резидента-комиссионера в порядке, установленном валютным законодательством.
Отметим, что резидент-комиссионер, исполнивший поручение нерезидента-комитента по договору комиссии, вправе удержать причитающееся ему комиссионное вознаграждение из суммы средств, подлежащих перечислению нерезиденту-комитенту, если это предусмотрено условиями договора комиссии.
В случае же перечисления нерезиденту-комитенту всей суммы за реализованный товар по договору комиссии резидент-комиссионер обязан обеспечить получение комиссионного вознаграждения и иных выплат, предусмотренных договором комиссии, в срок 90 календарных дней с даты перечисления денежных средств нерезиденту-комитенту.
Важно! Резидент-комиссионер не вправе перечислять по договору комиссии денежные средства нерезиденту-комитенту за неисполненное поручение.
Передача денежных средств нерезиденту-комитенту, полученных резидентом-комиссионером в результате исполненного поручения по договору комиссии, не является платежом в понимании Указа № 178.
Резидент-комитент в случаях, когда по договору комиссии поручает нерезиденту реализовать товар, принадлежащий резиденту на условиях, предусмотренных договором комиссии, либо передает денежные средств комиссионеру для приобретения товара и его дальнейшей реализации комиссионером, обязан:
– зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем его счет, в порядке, установленном валютным законодательством.
Это необходимо сделать до передачи комиссионеру-нерезиденту (до передачи резидентом-комиссионером или нерезидентом-комиссионером покупателю-нерезиденту, до передачи нерезидентом-комиссионером покупателю-резиденту) товаров, стоимость которых составляет 3 000 евро в эквиваленте и более;
– указать в таможенной декларации (в статистической либо периодической статистической декларации – при отсутствии таможенного оформления) регистрационный номер сделки;
– уведомить банк, в котором была зарегистрирована сделка, о завершении всех действий по договору комиссии (поручения) в порядке и сроки, установленные Нацбанком;
– продлить при необходимости сроки поступления денежных средств от экспорта в Нацбанке.
Необходимо ли белорусской организации регистрировать сделку в данном банке?
Экспортеры (импортеры) обязаны по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, зарегистрировать сделку:
– в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера);
– до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей.
Данная норма определена подп. 1.11 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178"О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
В то же время данное требование Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, расчеты по которым осуществляются через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями – через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах (в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами) (подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 178).
В рассматриваемой ситуации обязанность по регистрации сделки относится к периоду, когда действовала норма подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 178 и регистрация сделки не требовалась.
Как следует из нормы подп. 1.11 п. 1 Указа № 178, под понятием "поступление платежей" нужно понимать поступление денежных средств на счет экспортера в качестве экспортной выручки, а не поступление денежных средств на счет импортера в качестве возврата ранее перечисленных авансовых платежей.
Таким образом, белорусская организация не должна регистрировать вышеописанную сделку в банке.
Возможен ли такой порядок расчетов?
Внешнеторговый договор – это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
Указ № 178 не содержит ограничений на количество лиц, участвующих в соглашении, закрепленном договором, как со стороны резидента, так и со стороны нерезидента. При этом любой из резидентов, участвующих в договоре, независимо от функций и обязательств, которыми они наделены условиями договора, является экспортером либо импортером.
Таким образом, и резидент, который по условиям импортного внешнеторгового договора выступает получателем товара, и резидент, выступающий по этому же договору в качестве плательщика, являются импортерами, со счетов которых может быть произведена оплата товара.
Порядок заключения и исполнения подобных договоров регулирует Гражданский кодекс РБ (далее – ГК).
Так, в обязательстве в качестве каждой из его сторон – кредитора или должника – могут участвовать одно или одновременно несколько лиц (ст. 289 ГК). Если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими, поскольку из законодательства или условий обязательства не вытекает иное (ст. 302 ГК).
Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникают, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законодательством, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законодательством или условиями обязательства не предусмотрено иное (ст. 303 ГК). Кроме того, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников (ст. 304 ГК).
Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью.
Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого (ст. 306 ГК).
При солидарности требования любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.
До предъявления требования одним из солидарных кредиторов должник вправе исполнить обязательство любому из них по своему усмотрению.
Должник не вправе выдвигать против требования одного из солидарных кредиторов возражения, основанные на таких отношениях должника с другими солидарными кредиторами, в которых данный кредитор не участвует.
Исполнение обязательства полностью одному из солидарных кредиторов освобождает должника от исполнения остальным кредиторам.
Солидарный кредитор, получивший исполнение от должника, обязан возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними (ст. 307 ГК).
То есть ГК определяет порядок взаимоотношений между сторонами по договору в части исполнения ими своих требований и обязательств.
В случае реализации договора, в котором участвуют несколько резидентов, с нарушением валютного законодательства меры воздействия должны быть применены к резиденту, осуществившему оплату товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности).
Это следует из нормы подп. 1.4 п. 1 Указа № 178: резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при импорте в полном объеме и не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. То есть меры воздействия применяются к импортеру, осуществившему платеж, поскольку данный платеж является внешнеторговой операцией, контроль за которой возложен Указом № 178 на соответствующие уполномоченные органы.
Является ли такой порядок расчетов нарушением норм Указа № 178?
Международные организации, их филиалы и представительства в целях применения Указа № 178 относятся к нерезидентам.
При импорте расчеты по внешнеторговым договорам должны осуществляться только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива) (подп. 1.10 п. 1 Указа № 178). Исключением из данного правила являются расчеты, производимые:
– с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
– со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом;
– путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
– посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
– в иных случаях в порядке, установленном Нацбанком (например, когда порядок таких расчетов определен условиями международных договоров).
Как видим, указанная внешнеторговая сделка не подпадает под вышеперечисленные исключения. Таким образом, в рамках Указа № 178 расчеты по внешнеторговому договору со счета международной организации не правомерны.
Считается ли договор поручения внешнеторговым договором?
Из определений, изложенных в подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, в частности, следует, что:
– внешнеторговый договор – это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг;
– экспорт – это передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу республики), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту.
Если резидент выступает в качестве доверителя по договору поручения, предполагающему передачу товаров поверенному нерезиденту для их дальнейшей реализации, непосредственной передачи им товара нерезиденту-покупателю не происходит. Однако, несмотря на это и учитывая, что договор купли-продажи товаров заключается от имени доверителя-резидента, резидент является экспортером товаров, так как действует в соответствии с нормой части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
После передачи товара поверенному-нерезиденту доверитель обязан обеспечить в срок 90 календарных дней с даты передачи товара:
– либо поступление денежных средств за реализованный товар в объеме, определенном условиями договора;
– либо возврат переданного товара.
Отметим, что доверитель-резидент одновременно является импортером услуги, заключающейся в выполнении поверенным-нерезидентом действий, предусмотренных договором поручения. Это следует из ст. 861 ГК: по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
При этом обязательством по импорту является уплата доверителю-нерезиденту вознаграждения (иных выплат, предусмотренных договором поручения).
Датой перечисления (возврата) денежных средств доверителем-резидентом считается дата их списания (поступления) со счета (на счет) поверенного-нерезидента в порядке, установленном валютным законодательством. Допускается удержание нерезидентом суммы вознаграждения (иных выплат, предусмотренных договором поручения из суммы денежных средств, причитающейся поверенному, если это предусмотрено договором поручения). Датой исполнения поверенным-нерезидентом поручения по договору поручения считается дата, указанная в отчете об исполненном поручении.
Может ли резидент получить разрешение Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции?
Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой импортной внешнеторговой операции в полном объеме и не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:
– получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг согласно внешнеторговому договору;
– получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения импортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов;
– получения денежных средств по банковской гарантии;
– возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги (подп. 1.9 п. 1 Указа № 178).
Если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Нацбанка по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения установленного законодательством срока завершения этой операции (п. 7 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52).
В рассматриваемой ситуации внешнеторговая операция не была завершена в срок, предусмотренный Указом № 178. Следовательно, получение соответствующего разрешения уже невозможно.
Указом № 178 предусмотрены случаи, когда при совершении импортной внешнеторговой операции не действуют требования о завершении операции в полном объеме и в установленный срок (60 календарных дней с даты проведения платежа). Это возможно в следующих случаях:
– признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом).
При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);
– исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации.
При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;
– принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров.
При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Исходя из изложенного Указом № 178 в качестве завершения внешнеторговой операции не предусмотрено признание сделки недействительной судебным органом. В связи с этим соответствующее решение суда не отменяет для резидента обязанностей, возложенных на него Указом № 178.
Соблюдены ли требования Указа № 178 в части завершения внешнеторговых операций?
Завершение каждой внешнеторговой операции должно быть произведено в полном объеме и не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (исключение – случаи, предусмотренные частью пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
При этом отметим, что обязанность импортера по завершению внешнеторговой операции в установленный Указом № 178 срок не зависит от очередности и порядка осуществления платежей по импортному внешнеторговому договору, проводимых в соответствии с условиями данного договора.
В приведенной ситуации любой из проведенных платежей должен быть завершен получением товаров в полном объеме в сроки, установленные Указом № 178. Исходя из этого следует вывод о том, что срок завершения внешнеторговой операции по импорту резидентом нарушен.