Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства

09 July 2012

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Какие осуществляются подходы в налоговом законодательстве Республики Беларусь в связи с ее вступлением в Таможенный союз и в какой мере на нас сказывается опыт стран Евросоюза?

Налоговое законодательство Республики Беларусь и ставки основных налогов являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного союза (см. табл. 1):
 
 
Как показывают приведенные данные, только по НДС в России и Казахстане установлены более низкие ставки.

По единым правилам, определенным международными договорами, регулирующимивзимание косвенных налогов в Таможенном союзе, каждое из 3 государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагаются импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме.

В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.

Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.

Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефте-газовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.

Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.

Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь. Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии (см. табл. 2):
 
 
 
Более того, налоговая практика ЕС свидетельствует о тенденции к повышению ставок косвенных налогов. За последний год увеличили стандартные ставки НДС следующие страны:

– Великобритания – с 17,5 до 20 %;

– Ирландия – с 21 до 23 %;

– Кипр – с 15 до 17 %;

– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);

– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);

– Венгрия – с 25 до 27 %;

– Испания – с 16 до 18 %;

– Португалия – с 20 до 23 %;

– Греция – с 19 до 23 %.

Следует учитывать, что помимо ставок налогов большое значение имеют также аспекты их администрирования. В Республике Беларусь условия администрирования косвенных налогов наиболее привлекательные. В частности, по результатам проведенной работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и упорядочению объектов налогообложения НДС можно сказать, что с 2012 г. ограничение налоговых вычетов по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.

К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.

Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.

Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.

Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана.
 
С 2012 г. установлен налоговый контроль за трансфертными ценами по товарам. Будет ли установлен такой контроль за трансфертными ценами по работам, услугам?

– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм контроля за трансфертными ценами на товары и недвижимое имущество. Однако применение ее положений и выявление в ходе налоговых проверок операций, подлежащих анализу на правильность установления цены сделки, будет осуществляться только с 2013 г. по результатам деятельности за 2012 г.

Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.

Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.

А в 2013 г. планируется повышение установленного порога цены сделки, подлежащей анализу на соответствие нормам ст. 30-1 Кодекса (в настоящее время этот порог составляет 20 млрд. руб.).

Подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"
 
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup