Для уборки территории организации используются газонокосилки и кусторезы, работающие на бензине.
Следует ли уплачивать по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от работы данных аппаратов экологический налог?
Не следует.
Выбросы загрязняющих веществ от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в т.ч. нестационарных, с 1 января 2012 г. признают объектами обложения экологическим налогом (п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Нормативными актами, определяющими порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являются в т.ч. постановления Минприроды РБ от 28.05.2002:
№ 10 «Об утверждении Руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
№ 11 «Об утверждении Руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Порядок ведения учета в области охраны атмосферного воздуха определен в постановлении Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».
Учет фактических объемов выбросов загрязняющих веществ как от источников, которым установлены нормативы допустимых выбросов, так и от источников, которым такие нормативы не установлены, ведут следующим образом:
– для стационарных источников выбросов, для которых не реже 1 раза в месяц проводятся испытания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов или непрерывно автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, – на основании результатов испытаний отобранных проб, проводимых или зарегистрированных в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 (далее – журнал по форме ПОД-3) или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;
– для стационарных источников выбросов, для которых согласно техническим нормативным актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментальными или расчетно-инструментальными методами, – на основании установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и времени работы источников выбросов согласно сведениям журнала по форме ПОД-3 или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;
– для источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетными или расчетно-инструментальными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов, – согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производят по источникам выбросов, в т.ч. нестационарным, для которых действуют правила или порядок расчета, утвержденные в установленном порядке. При отсутствии таких правил или порядка расчета, утвержденных в установленном порядке, расчет выбросов загрязняющих веществ не производят. Следовательно, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от кусторезов и газонокосилок, работающих на бензине и дизельном топливе, не производится по причине отсутствия утвержденных в установленном порядке правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ от таких источников. В связи с этим не осуществляется и уплата экологического налога.