Подскажите, директор (ЧУП), он же собственник бизнеса хочет получить безвозмездную мат. помощь на строительство жилья (стоит на очереди как нуждающийся). В каком размере можно выдать такую помощь и как часто?
Речь идет около 100 млн.руб. и что с налогообложением? вроде освобождено от всего
А в учете данная операция как будет отражена и на основании каких документов?
см.ниже по тексту
Предприятие вправе не исчислять подоходный налог с суммы выданного им займа только при условии, если работник поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В иных случаях налог необходимо исчислить. Налоговым агентам не требуется исчислять налог с сумм выдаваемых ими займов и кредитов на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь (п.10 ст.175 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Такие основания определены ст.43 Жилищного кодекса РБ и Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565. Таким образом, налоговый агент вправе не исчислять подоходный налог с суммы выданного им займа только при условии, что плательщик поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с правилами, установленными вышеназванными нормативными правовыми актами. В иных случаях налог должен быть исчислен по ставке, установленной п.1 ст.173 НК в размере 12 %.
По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату. Если данный работник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь, то он согласно подп.1.1 п.1 ст.166 НК будет иметь право на имущественный налоговый вычет, в т.ч. и на суммы, направленные им на погашение займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.
Таким образом, если договор с работником предусматривает возвращение не только основного долга по займу, но и процентов, то на сумму процентов (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним) он также имеет право на получение имущественного налогового вычета. При этом налоговому агенту необходимо учитывать, что данный имущественный налоговый вычет может быть произведен им только при условии, что для работника место работы у него является основным.
Из доходов, получаемых от других источников, вычеты могут быть произведены только при отсутствии места основной работы (службы, учебы) и только при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Указом от 24.03.2010 № 156) (далее - Указ № 300).
Безвозмездная помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора. Требовать предоставления безвозмездной помощи запрещается (п.1 Указа № 300). Цели, на которые может предоставляться безвозмездная помощь, определены в п.2 Указа № 300.
Предоставление и использование безвозмездной помощи запрещается: - для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а также для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения; - должностными лицами организаций - получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения; - на цели, не названные в Указе № 300, если Президентом РБ или с его согласия не определено иное (п.4 Указа № 300).
При предоставлении безвозмездной помощи заключается договор, в котором указываются: - организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную помощь, получатель такой помощи; - размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной помощи; - цель предоставления безвозмездной помощи; - виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной помощи; - порядок предоставления получателем безвозмездной помощи (за исключением получателей - физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании; - сведения об оказании безвозмездной помощи в установленных пределах - для органов, организаций, перечисленных в п.9 Указа № 300; - иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства (п.5 Указа № 300).
Требование должностным лицом предоставления безвозмездной помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Требование должностным лицом предоставления безвозмездной помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность (п.14 Указа № 300).
За предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной помощи с нарушением требований законодательных актов налагается штраф в размере от 50 до 100 базовых величин (БВ), а на индивидуального предпринимателя - от 20 до 50 БВ (п.1 ст.23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)). Использование безвозмездной помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 25 БВ, а на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 БВ (п.2 ст.23.84 КоАП).
За использование безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо за использование такой помощи, предоставленной без заключения договора, налагается штраф в размере от 25 до 50 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо - до 200 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости (п.3 ст.23.84 КоАП).