С 1 января 2012 г. организация стала применять новый классификатор основных средств по объектам основных средств, принятым на учет до 1 января 2012 г. При постановке на учет данных основных средств срок полезного использования был установлен равным нормативному сроку службы.
Была ли вправе организация при переходе на новые нормативные сроки службы применить диапазоны сроков полезного использования, установленные приложением 3 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6?
Вправе при соблюдении определенных условий.
Организации вправе по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее – постановление № 161), использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные п. 1 постановления № 161, или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу постановления № 161, в т.ч. установившими классификацию основных средств (подп. 2.1 п. 2 постановления № 161). Постановление № 161 вступило в силу с 1 января 2012 г.
Таким образом, организация имеет право применять с 1 января 2012 г. нормативные сроки службы, установленные постановлением № 161. При этом в постановлении № 161 отсутствуют указания на возможность пересмотра сроков полезного использования основных средств в связи с переходом на нормативные сроки службы, установленные этим документом.
В то же время пересмотр сроков полезного использования возможен исходя из норм Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 37/18/6).
Так, комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, если право пересмотра сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года отражено в учетной политике организации на 2012 г., то она может их пересмотреть с 1 января 2012 г.
Напомним, что при изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Нормы амортизации нужно определять исходя из остаточного нормативного срока службы (остаточного срока полезного использования) объекта (за исключением производительного способа ее начисления) (п. 66 Инструкции № 37/18/6).