Специалист налогового органа сообщил, что в организации через неделю состоится встречная проверка и попросил подготовить для проверки определенный перечень документов.
По каким основаниям проводится встречная проверка?
Встречная проверка – метод (способ) проведения проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510; далее Положение № 510 и Указ № 510).
Внеплановая проверка:
– не включается в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
– проводится в отношении контрагентов (третьих лиц) проверяемой организации на основании предписания, выданного в отношении проверяемой организации в порядке, установленном Положением № 510 для проведения проверок (п. 25 Положения № 510);
– может быть продлена или приостановлена по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения выборочной проверки (п. 29 Положения № 510).
Справочно: срок проведения:
- выборочной проверки – 30 рабочих дней;
- внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения – не больше 3 рабочих дней;
- дополнительной проверки – не больше 10 рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу (п. 26 Положения № 510).
В ходе проведения встречной проверки:
– должны изучаться только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки (п. 11 Указа № 510).
– проверяемые вопросы должны соответствовать компетенции этого органа (п. 1 Указа № 510).
Важно! Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся:
– с субъектами хозяйствования – юридическими лицами и ИП Республики Беларусь, – не превышает 250 базовых величин;
– с субъектами хозяйствования – иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП за пределами Республики Беларусь, – 500 базовых величин.
Вышеуказанные критерии не применяются в случаях:
- осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
- установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства;
- когда встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела.
По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются.
Вышеизложенные критерии и их применение определены п. 25 Положения № 510.