Организация заключила с индивидуальным предприятием агентский договор. Согласно договору индивидуальный предприниматель, оказывая услуги своим клиентам, рекомендует продукцию организации и получает за это вознаграждение в размере 5 % от стоимости приобретенной по его рекомендации продукции.
Будет ли это являться рекламой и следует ли организации уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы?
См. ниже
Исходя из определения термина «реклама», приведенного в Законе о рекламе*, привлечение покупателей будет являться распространением рекламы.
___________
* Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Справочно:
реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее, если не указано иное, – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;
рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;
рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств (ст. 2 Закона о рекламе).
Индивидуальный предприниматель распространяет информацию о товарах организации с целью привлечения к ней внимания и способствует ее реализации, т.е. является рекламораспространителем. Организация в данном случае признается рекламодателем.
Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями (подп. 2.1 п. 2 Указа № 131*).
___________
* Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131).
Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет (подп. 2.3 п. 2 Указа № 131).
Считаем, в данном случае организации следует исчислить и уплатить сбор за размещение (распространение) рекламы с оказанных индивидуальным предпринимателем услуг по привлечению покупателей.