В 2017 г. для автомобилей, используемых в организации для международных перевозок грузов, БелНИИТ «Транстехника» разработал и сообщил письмом нормы расхода топлива.
Имела ли право организация в 2017–2019 гг. включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость израсходованного при международных перевозках топлива, рассчитанную исходя из указанных норм?
Имела.
При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций (п. 2 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141; далее – Инструкция № 141).
Таким образом, если автомобили организации использовались для осуществления международных автомобильных перевозок, то организация имеет право применять для формирования затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, самостоятельно установленные нормы. Основанием для них могут служить в т.ч. нормы, разработанные БелНИИТ «Транстехника».
Согласно разъяснениям, приведенным в письме МНС Республики Беларусь от 22.02.2019 № 2-2-10/00460, в соответствии с п. 2 Инструкции № 141 при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций и, следовательно, стоимость топлива включается в затраты, учитываемые при налогообложении, в полном объеме в пределах таких норм. Указанное положение Инструкции № 141 позволяет применять нормы расхода топлива, установленные руководителем, только при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок. При выполнении международной автомобильной перевозки для собственных нужд, например, для перемещения своих работников за пределы территории Республики Беларусь при служебных командировках, затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств будут учитываться в порядке, установленном подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК, без применения положений п. 2 Инструкции № 141.
В целом о порядке учета при налогообложении стоимости израсходованного топлива можно отметить следующее. Ранее считалось, что нормы, разработанные и доведенные до организации письмами БелННИТ «Транстехника», аналогичны нормам, установленным Минтрансом Республики Беларусь, и могут применяться организациями при исчислении налога на прибыль. Однако в 2019 г. ситуация изменилась.
В письме МНС Республики Беларусь от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 было сказано, что если нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Минтрансом Республики Беларусь, то они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством. Следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными. В подп. 1.2 п. 1 ныне действующей редакции Налогового кодекса (далее – НК) установлено, что при налогообложении прибыли учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. Отметим, что согласно подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК, в редакции, действовавшей до 01.01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Следовательно, на основании указанного письма МНС и до 2019 г. расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом Республики Беларусь, следовало признавать сверхнормативными и не учитывать при налогообложении прибыли.
По этой причине Минтранс Республики Беларусь оперативно проводит работу по утверждению таких норм. В частности, новые нормы расхода топлива утверждены постановлениями Минтранса Республики Беларусь от 1.08.2019 № 44, от 14.11.2019 № 50 и от 23.12.2019 № 54. Они вступили в силу «задним числом», с 11.04.2016. Это решило проблему с топливом для многих организаций, которые ранее включали в затраты стоимость израсходованного топлива исходя из норм, доведенных только письмами БелНИИТ «Транстехника». Ведь появились утвержденные Минтрансом нормы. Эту работу Минтранс Республики Беларусь продолжит и далее.