Организацию включили в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр) ввиду того, что она не располагалась по юридическому адресу.
Законно ли это?
Законно.
Основания, по которым организации подлежат включению в Реестр, перечислены в подп. 1.1 п. 1 Указа № 488*.
________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Одно из них как раз относится к ситуации, изложенной в вопросе. Так, организация может быть включена в Реестр, если она расположена не по месту нахождения, указанному в учредительных документах организации, и при этом:
– не уведомила в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения;
– не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Минфином и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами, или не является по вызовам (приглашениям) этих органов (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488) |*|.
Может ли организация обжаловать такое решение?
Может, при соблюдении срока подачи возражений.
МНС при поступлении информации о наличии в отношении организации одного или нескольких оснований, предусмотренных в подп. 1.1 п. 1 Указа № 488, должно направить ей уведомление о намерении включения ее в Реестр. Уведомление направляется заказным письмом в течение 3 рабочих дней со дня поступления такой информации.
Организация, получившая уведомление, вправе представить в МНС мотивированные возражения – в течение 10 рабочих дней с момента направления ей уведомления.
Важно! Отсчет срока подачи возражений начинается с момента направления уведомления, а не с момента его фактического получения.
Решение о включении (невключении) организации в Реестр принимает МНС:
– в течение 15 рабочих дней со дня направления ей уведомления (если организация не представила возражения);
– в течение 20 рабочих дней – со дня поступления в МНС возражений организации.
Решение о включении (невключении) организации в Реестр должно быть направлено ей заказным письмом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (подп. 1.3 п. 1 Указа № 488).
Организация пропустила срок для представления возражений.
Какие еще меры она может предпринять для исключения из Реестра?
Подготовить ходатайство – при устранении нарушений.
Для исключения из Реестра организации необходимо устранить нарушения и направить в налоговый орган по месту постановки на учет ходатайство с указанием на то, что нарушения, послужившие основанием для включения ее в Реестр, устранены.
Справочно: исключение из Реестра также возможно:
– при выявлении факта ошибочного включения в Реестр, в т.ч. на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в Реестр.
Данный орган обязан сообщить МНС о выявленном им факте ошибочного включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его выявления. МНС обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из Реестра не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления им (в т.ч. на основании сообщения указанного органа) факта ошибочного включения в Реестр;
– по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному в связи с ошибочным включением его в Реестр (подп. 1.4 п. 1 Указа № 488).
Как правильно оформить такое ходатайство и кому именно его надо представить?
Оформить с учетом норм Закона № 300-З*. Представить в налоговый орган по месту постановки на учет.
____________________
* Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).
Форма ходатайства об исключении из Реестра законодательством не определена. Поэтому организации при его оформлении следует руководствоваться нормами ст. 12 Закона № 300-З, которой определены требования к письменным обращениям юридических лиц.
То есть организация помимо записи об устранении нарушений в ходатайстве также указывает:
– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется это ходатайство;
– полное наименование юридического лица и его место нахождения;
– изложение сути обращения;
– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.
Вместе с ходатайством организации также необходимо представить:
– заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов;
– документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения его в Реестр (при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в Реестр – также документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии)).
Справочно: более подробно с порядком рассмотрения ходатайства можно ознакомиться в подп. 1.5 п. 1 Указа № 488.
Организация при очередном просмотре Реестра обнаружила контрагента, с которым у нее были финансово-хозяйственные отношения.
В связи с этим она самостоятельно доначислила в рамках Указа № 488 суммы налогов, пени и уплатила их в бюджет |*|.
Будут ли директор и главный бухгалтер организации привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК)?
Зависит от соблюдения определенных условий.
Лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, если оно:
– добровольно возместило причиненный ущерб (вред);
– уплатило доход, полученный преступным путем;
– выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные законодательным актом (ст. 88-1 УК).
Если сумма доначисленных налогов (ущерб) не превышает крупный размер (крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то ответственность наступает по ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Как установить, является организация лжеструктурой или нет?
Единого закрепленного на законодательном уровне подхода к определению того, является ли конкретный субъект хозяйствования лжеструктурой, нет.
Организациям необходимо помнить, что лжепредпринимательская структура – это организация, у которой нет намерения фактически осуществлять предпринимательскую деятельность либо деятельность, предусмотренную уставом, при которой учредителями (участниками), директорами, как правило, являются подставные лица.
Поэтому во избежание финансово-хозяйственных отношений с такими структурами субъекты хозяйствования обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Данная обязанность определена подп. 1.9 п. 1 Указа № 488.
Для минимизации вероятности иметь финансово-хозяйственные отношения с лжеструктурами также рекомендуем:
1) наводить справки о деловой репутации контрагента, в т.ч. посредством Интернета;
2) заключать сделки при личном участии лиц, их заключающих, и при наличии документов, подтверждающих их полномочия.
Так, например, если договор со стороны контрагента подписывает не руководитель, а его заместитель либо иное уполномоченное лицо, то такое полномочие должно быть оформлено доверенностью.
Если сделка удовлетворяет всем критериям крупной сделки, то необходимо проверить полномочия руководителя организации, подписывающей договор, попросить представить учредительные документы организации, и документы, свидетельствующие об избрании (назначении) соответствующего лица на должность руководителя, ведь заключение крупной сделки может потребовать решения общего собрания участников (акционеров) либо совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 58 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
Справочно: крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в т.ч. заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет 20 % и более балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов);
3) постоянно анализировать данные Реестра и т.д.
Что должно содержать предписание органа финансовых расследований (ОФР) Комитета государственного контроля?
Предписание ОФР введено Указом № 14* и является письменным требованием ОФР о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).
Такое предписание должно содержать:
1) указание на заключение, составленное ОФР в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в качестве лжеструктуры в Реестр;
2) указание на конкретные первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, совершенные организацией, получившей предписание, в период работы с лжеструктурой, указанной в заключении;
3) требование к организации:
– исчислить в порядке, определенном в подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины);
– представить в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
– информировать ОФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов (подп. 1.12-2 п. 1 Указа № 14 |*|).
* Комментарий к Указу № 14 доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Продолжение см.: «ГБ», 2017, № 20, с. 10.