Организация, осуществляющая оптовую торговлю, получила из МНС заказное письмо о намерении включить ее в Реестр*. Организация направила в МНС свои возражения.
Чего ожидать, если возражения будут отклонены?
____________________
* Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).
Чтобы узнать, была ли организация «рабочей», когда она стала лжеструктурой, или она была таковой с момента ее регистрации, будет проведена налоговая проверка. По ее результатам должностным лицам организации будет дана правовая оценка.
Как показывает практика, субъекты хозяйствования могут использоваться в качестве инструментов для осуществления противоправной деятельности. Инструментами может быть ряд лжеструктур, которые используются организаторами указанной противоправной деятельности в финансово-хозяйственных отношениях с субъектами хозяйствования реального сектора экономики.
Так, нередки случаи, когда организации регистрируются с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности, однако ввиду ряда обстоятельств в дальнейшем такую деятельность не осуществляют, а впоследствии становятся инструментами различных преступных схем. Выявление таких правонарушений требует проведения комплекса проверочных мероприятий. Сложность раскрытия подобного рода преступлений заключается в том, что все стороны в сделках являются заинтересованными.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (проверка соблюдения налогового законодательства) будет проводиться с учетом выяснения всех обстоятельств ее осуществления, а также с учетом представленных к проверке первичных учетных документов, сведений бухгалтерского учета.
Правовая оценка будет дана всем должностным лицам (директору, главному бухгалтеру), виновным в совершении нарушений, допущенных в период осуществления руководства организацией, ведения бухгалтерского учета за проверяемый период.
Если «рабочая» организация стала лжеструктурой, при проверке будут оцениваться все обстоятельства, при которых она стала лжеструктурой, а также обстоятельства осуществления противоправной деятельности.
На наш взгляд, в данном случае действия руководителя, зарегистрировавшего организацию с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности и впоследствии использовавшего ее как инструмент для осуществления противоправной деятельности, нельзя квалифицировать по ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).
Если в ходе проверки будет установлено, что руководителем впоследствии намеренно осуществлялась противоправная деятельность (организация стала лжеструктурой), то его действия могут расцениваться как пособничество в уклонении от уплаты сумм налогов должностными лицами реального сектора экономики (ч. 6 ст. 16,ст. 243 УК).
Если же будет установлено, что фактически руководство организацией осуществляло неуполномоченное лицо (в данном случае имеется в виду лицо, не являющееся работником данной организации (т.е. не состоящее с ней в трудовых отношениях), но представляющееся таковым), то его действия можно квалифицировать по ст. 233 УК.
С учетом того что деятельность осуществляется от имени субъекта хозяйствования лицами, не состоящими с субъектом хозяйствования в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, данную деятельность следует рассматривать как осуществляемую без государственной регистрации.
Справочно: для целей Указа № 488* под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности.
Полномочия таких лиц должны подтверждаться доверенностью или приказом по организации.
____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Отметим, что при определении понятия и размера ущерба (дохода, иной имущественной выгоды), причиненного преступлениями против собственности (гл. 25 УК), следует исходить из сумм реального ущерба (дохода, иной имущественной выгоды), причиненного действиями виновных лиц.
Действия виновных лиц следует квалифицировать с учетом всех обстоятельств и доказательств, поскольку они имеют существенное значение для правильной квалификации их действий |*|.
В ходе проверки, проводимой в организации по операциям с контрагентом, включенным в Реестр, был установлен факт безлицензионной деятельности.
Какие последствия влечет безлицензионная деятельность?
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, может иметь последствия в виде:
– недействительности заключенных субъектом хозяйствования сделок (ст. 174 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
– административной ответственности субъекта хозяйствования и его должностных лиц по ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
– уголовной ответственности по ст. 233 УК;
– ликвидации субъекта хозяйствования по решению экономического суда (абз. 3 части первой подп. 3.2 Положения о ликвидации*).
____________________
* Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.
Важно! Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает не только при отсутствии специального разрешения (лицензии), но и:
– когда действие лицензии просрочено, приостановлено либо в случае лишения лицензии;
– при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии) (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 № 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»).
Пришло предписание из ДФР об устранении нарушений. Организация считает данное требование незаконным.
Может ли организация обжаловать действия специалистов ДФР в суде?
Да, но после обращения в вышестоящий орган ДФР.
Организации, считающие, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего – прокурору или в суд (ст. 34 Закона*).
____________________
* Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон).
Напомним, что предписание – это письменное требование о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
Руководитель ДФР либо его заместитель направляет предписание должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. О результатах исполнения предписания безотлагательно сообщается субъекту профилактики правонарушений, вынесшему предписание (ст. 21 Закона). В нашем случае это ДФР.
Справочно: при проведении проверок контролирующими (надзорными) органами предписания выносятся этими органами в соответствии с законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.
Белорусская организация согласно внешнеторговому договору поставила резиденту России товар. Через некоторое время стало известно, что российское предприятие ликвидируется. В связи с этим пришлось подать иск в российский суд.
Суд выигран, но задолженность нерезидент из-за отсутствия денежных средств и имущества не погасил. Имеется документ судебного исполнителя.
В дальнейшем должник (нерезидент) был признан банкротом.
Будет ли решение суда о взыскании задолженности являться основанием для завершения внешнеторговой операции?
Не будет. Основание для завершения операции – признание нерезидента банкротом.
Действительно, на практике имеют место случаи, когда у резидентов Республики Беларусь возникает объективная невозможность исполнения внешнеторгового договора по вине нерезидента вследствие его банкротства, ликвидации. В связи с этим с 16 ноября 2011 г. в качестве легальных способов завершения внешнеторговой операции как при экспорте, так и при импорте рассматривается не только поступление денежных средств либо товаров, но и признание нерезидента экономически несостоятельным (банкротом).
Датой завершения внешнеторговой операции в таком случае следует считать дату принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (часть пятая подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; далее – Указ № 178).
Справочно: экспортная внешнеторговая операция должна быть завершена в полном объеме не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Способы завершения экспортной операции перечислены в подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Один из них – поступление денежных средств за переданные товары.
В этом случае датой завершения экспортной операции считается дата поступления денежных средств от экспорта (подп. 1.6.1 п. 1 Указа № 178).
Датой поступления денежных средств от экспорта товаров признается дата их зачисления на счет экспортера в банке (подп. 1.6.4 п. 1 Указа № 178).
Невыполнение указанных требований влечет ответственность по ст. 11.13 КоАП.
К сведению читателей
В «ГБ», 2017, № 21, опубликована «Прямая линия» с участием Виталия Александровича Прибытко, начальника сектора правовой работы управления ДФР КГК по Минской области и г. Минску, которая на с. 13 в последнем вопросе содержит ссылку на ст. 11.13 КоАП.
Автор приносит свои извинения. В данном случае необходимо было сослаться на ч. 1 ст. 11.37 КоАП, которой определено, что необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.