Документы, которые проверяющие вправе требовать для представления
Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий), но лишь по вопросам проведения проверки (п. 6 Положения № 510*) |*|.
__________________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
* Информация о проверке, проводимой в отношении оборотов, освобожденных от НДС
Иными словами, если проверяющие пришли на проверку по вопросу порядка уплаты арендной платы за землю, а требуют представить все договоры и товарно-транспортные накладные на реализуемый товар, такое требование проверяющих незаконно. Проверяемый вправе отказать проверяющим в представлении таких документов.
Если документы должны находиться в месте проверки, то они представляются проверяющим незамедлительно. Если же документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны представляться не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования об их представлении. В отношении таких документов проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов (их копий). В нем будут указаны дата и время, когда необходимо представить требуемые документы.
Как свидетельствует практика, предоставленного проверяющими времени организациям не всегда хватает для представления документов.
В таких ситуациях во избежание в дальнейшем споров и проблем необходимо заранее сказать проверяющим, что отведенного ими времени недостаточно.
Если проверяющий в требовании уже указал неудобное для организации время, необходимо в самом требовании написать: «Предоставленного времени недостаточно для представления документов. Документы объективно могут быть представлены к ________».
Пускать проверяющих в жилое помещение – это право или обязанность владельца жилья?
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, место нахождения которых – такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только:
– с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа;
– с участием понятых;
– при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.
В иных случаях допуск проверяющих в квартиру – ваше личное добровольное дело (п. 38 Положения № 510).
Справочно: понятой – дееспособное совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе проверки в отношении проверяемого субъекта и не являющееся должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, участвовавшее на каком-либо этапе проверки для удостоверения факта контрольного (надзорного) мероприятия, его хода и результатов. То есть сотрудник проверяющего не может быть понятым. В связи с этим все документы, составленные с участием сотрудников проверяющего в качестве понятых, не имеют юридической силы.
Порядок проведения личного досмотра (обыска) и досмотра вещей, документов, ценностей и транспортных средств при проведении внеплановой проверки
Личный досмотр – исключительная форма контрольного мероприятия. Он проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства (п. 4 Положения № 510).
До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.
Важно! При личном досмотре запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым.
При проведении досмотра составляется акт личного досмотра и досмотра находящихся вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно установленной форме. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.
Очень часто именно при проведении внеплановой проверки проверяющие, придя в офис организации, торговую точку, начинают проверять не только бухгалтерские документы, но и личные вещи сотрудников (сумочки, пакеты и т.д.). При этом акт личного досмотра не составляется. По результатам такого досмотра изымаются, например, деньги из личного пакета бухгалтера, продавца, которые затем рассматриваются проверяющими как средства, не внесенные в кассу предприятия (реализация товара, оказание услуг за наличные денежные средства). По результатам проверки составляется акт проверки. В нем отражается факт реализации товара за наличный расчет. Последствия: за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работнику организации (индивидуального предпринимателя) предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) (ст. 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Еще хуже обстоит дело, если в личных вещах находят валюту. Проверяющие факт нахождения валюты рассматривают как принятие иностранной валюты в качестве платежного средства. Последствия: незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ. То же действие, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ (ст. 11.1 КоАП).
Как правило, проверяемые не оказывают никакого противодействия такому поведению контролирующих органов.
Важно! При изъятии личных денег, вещей без проведения описанной выше процедуры нужно писать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятые деньги – личные, а изъятие проведено с грубыми нарушениями законодательства.
Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого
Опечатывание должно производиться в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии – не менее 2 понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием:
– должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание;
– наименования проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании;
– основания для опечатывания;
– описания способа опечатывания;
– расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места (пп. 5, 54 Положения № 510).
Важно! Если опечатывание производится без участия уполномоченного лица проверяемого предприятия, можно смело обжаловать действия проверяющих как незаконные |*|.