Импортируемый товар был конфискован еще до прибытия на территорию Республики Беларусь.
Прекращаются ли обязательства импортера перед государством по обеспечению поступления товара и возможно ли привлечение к административной ответственности в таких ситуациях?
Обязательства прекращаются. К административной ответственности импортер не привлекается.
Внешнеторговая операция в силу Указа № 178 может быть завершена принятием уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товара в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие).
В таком случае датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия указанного решения.
Таким образом, при конфискации товара внешнеторговая операция считается завершенной и резидент не должен привлекаться к административной ответственности за непоступление товара.
Вместе с тем в зависимости от условий договора и фактических обстоятельств резидент может предъявить иск к поставщику и (или) перевозчику о возмещении убытков (если он, например, уже оплатил товар) |*|.
Справочно: конфискация – принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего такое правонарушение.
В ряде случаев, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), конфискации подлежат предмет, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся (ст. 6.10 КоАП).
Содержание термина «конфискация» также раскрыто в некоторых международных договорах, например в п. «g» ст. 2 Конвенции ООН «Против коррупции» (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003), в п. «з» ст. 2 Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (подписан в г. Душанбе 05.10.2007).
Согласно договору белорусская организация поставляет резиденту России товар, а взамен российская сторона оказывает услуги по доставке и установке импортного оборудования, приобретенного белорусской стороной в Китае и доставленного в порт России.
Соответствует ли законодательству внешнеторговый договор, предусматривающий обмен товаров на услуги?
Соответствует.
Данная сделка соответствует нормам национального законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность.
В этом случае датой завершения внешнеторговой операции при экспорте будет считаться дата оказания нерезидентом услуг.
Приведем обоснование нашего ответа.
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена обменом на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленным двусторонним внешнеторговым договором мены (абз. 5 п. 1 постановления № 548/8*).
_________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее – постановление № 548/8).
Договор мены – это соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК), если это не противоречит правилам главы ГК, регламентирующей договор мены, и существу данного вида договора. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст. 538 ГК).
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи. Однако в соответствии с ГК охраняемая информация, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы, оказанные услуги не являются вещами и соответственно объектом гражданскоправового договора мены (ст. 425 ГК).
С практической точки зрения целесообразно рассматривать сложившуюся ситуацию следующим образом.
ГК содержит общие положения о договоре мены. Указ № 178, обладающий более высокой юридической силой, нежели ГК, предоставил Совету Министров совместно с Нацбанком право определить неденежные формы прекращения обязательств именно по внешнеторговым договорам. Таким образом, постановление № 548/8 является актом специального законодательства и применительно к внешнеторговой деятельности допустима мена |*| не только товаров, но и иных указанных в этом постановлении объектов гражданских прав.
При прекращении внешнеторговой операции указанным способом датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления товаров (дата передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг) (абз. 4 п. 1 постановления № 898/10*).
_________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» (далее – постановление № 898/10).
Резидент Республики Беларусь поставил товар резиденту Казахстана. В то же время указанный белорусский субъект является импортером по договору, заключенному с резидентом Российской Федерации. Чтобы избежать расходов по перечислению денежных средств, стороны хотят оформить уступку требования между нерезидентами и произвести зачет (см. схему 1).
Соответствует ли такая операция требованиям законодательства?
Соответствует.
В данном случае речь может идти об уступке резидентом РФ резиденту Казахстана права требования к белорусскому субъекту. Указ № 178 не регламентирует взаимоотношения нерезидентов, в т.ч. и в случае осуществления ими уступки требования. Поэтому в данной ситуации необходимо руководствоваться общими требованиями гражданского законодательства, которые рассматривают уступку требования как двустороннее соглашение между первоначальным кредитором (в рассматриваемом случае – это резидент РФ) и новым кредитором (резидент Казахстана). Законодательство, которое будет применяться к такому соглашению, определяется сторонами. В любом случае, учитывая необходимость уведомления должника (в данном случае белорусского субъекта) о состоявшейся уступке требования, вполне возможно заключение трехстороннего соглашения об уступке.
Что касается зачета, то постановлением № 548/8 определено следующее: при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования.
Таким образом, указанная операция соответствует законодательству Республики Беларусь.
Резидент Республики Беларусь поставил товар резиденту Российской Федерации и намерен уступить право требования оплаты другому белорусскому резиденту взамен уплаты имевшего место долга перед ним.
Валюта платежа в экспортном договоре – российский рубль (см. схему 2).
Соответствует ли указанная сделка законодательству, если использование иностранной валюты в отношениях между резидентами допускается только в случаях, установленных законодательством, а указанный случай нормативными правовыми актами не предусмотрен?
Такая сделка соответствует законодательству.
Валютными операциями являются, в частности, сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте (ст. 4 Закона № 226-З*).
_________________
* Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 226-З).
В данном случае совершаемая между резидентами сделка уступки требования сама по себе не является валютной операцией в соответствии с предписаниями Закона № 226-З, поскольку не предусматривает использования иностранной валюты в отношениях между резидентами Республики Беларусь.
С точки зрения регламентации внешнеторговых операций данная сделка допускается Указом № 178. Это следует из подп. 1.8 п. 1 Указа № 178.
Так, по общему правилу поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, должно осуществляться только на счета экспортеров. Однако в качестве одного из исключений предусмотрено направление нерезидентом денежных средств по внешнеторговому экспортному договору не на счет субъекта, заключившего такой договор в качестве экспортера, а на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом резидент, к которому перешло право требования от нерезидента, приобретет статус экспортера, что возлагает на него обязанность по обеспечению поступления выручки от экспорта в установленные сроки в полном объеме.
Таким образом, вышеуказанная операция соответствует белорусскому законодательству |*|.
* Вопрос о проведении зачета при совершении внешнеторговой операции