Ситуация. Налоговые последствия небрежного оформления договоров и актов выполненных работ (услуг)
Предприятие в целях реализации своей продукции заключало договоры по поиску новых покупателей с организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – ИП). При выполнении условий договора подписывался акт об оказанных услугах.
Проверяющие изучили договоры и результативность их выполнения и установили следующее:
1) часть договоров, заключенных несколькими ИП с потенциальными покупателями, и актов об оказанных услугах свидетельствовали о том, что эти предприниматели заключали договор с одним и тем же покупателем и в один и тот же временной период.
При этом ИП при их опросе не смогли подтвердить свое участие в поиске и привлечении данной организации в качестве нового клиента для предприятия. Встречная проверка организации также не подтвердила факты заключения ИП с нею договоров;
2) часть договоров была заключена ИП с организациями-покупателями, которые задолго до даты заключения этих договоров уже активно сотрудничали с предприятием.
Опросы ИП не подтвердили их участие в поиске и привлечении новых клиентов для предприятия. В ходе встречных проверок организаций, выступающих в качестве новых покупателей, с которыми ИП заключили договоры, факт заключения договоров не подтвердился. Данные организации пояснили, что они самостоятельно изучили предложения предприятия в Интернете и сами вышли на него без привлечения каких-либо иных лиц.
Учитывая изложенные факты, проверяющие сделали вывод, что ИП фактически не оказывали предприятию услуги по поиску покупателей.
По результатам проверки был составлен акт проверки.
Нарушение и его обоснование
Предприятие нарушило нормы подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.
Поскольку часть актов об оказанных услугах содержит недостоверные сведения о поиске и привлечении покупателей для предприятия, то эти акты не имеют юридической силы. Следовательно, суммы вознаграждений, выплаченные индивидуальным предпринимателям на основании актов об оказанных услугах, содержащих недостоверные сведения о поиске и привлечении покупателей, не могут быть включены в состав затрат, связанных с производством и реализацией работ (услуг), и учитываться при налогообложении |*|.
* Информация о применении Указа № 488
Факты недостоверности сведений, указанных в актах об оказанных услугах, подтверждены результатами встречных проверок и опросов. Данные мероприятия на основании норм:
– ст. 71, п. 1 ст. 77, подп. 1.2 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Цель проведения встречной проверки – установление (подтверждение) факта и содержания операций с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.
Помимо этого налоговый орган при проверке вправе вызвать плательщика (иное обязанное лицо) – физическое лицо, а также любое иное физическое лицо (в т.ч. должностное), имеющее документы и (или) информацию о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
– Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).
Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
– истребовать путем направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
– требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
– вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта и т.д. (п. 4 Положения № 510).
Справочно: нормы НК, регулирующие порядок проведения встречных проверок и опросов, применяются только специалистами налоговых органов.