Что предпринять организации, если ее работника вызывают в контролирующий орган для дачи объяснений?
Дача объяснений производится как во время проведения проверки, так и путем вызова в контролирующий орган.
Это право определено п. 4 Положения № 510, согласно которому проверяющие могут:
1) требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемой организации, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
2) вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемой организации, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемой организации.
Первое правило, которое надо запомнить каждой проверяемой организации: контролирующий орган может вызвать работника не телефонным звонком, а путем направления этому работнику уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться.
Такое уведомление вручается под роспись либо другим способом, обеспечивающим надлежащее извещение работника.
Второе правило: если вызываемый работник организации не может явиться в указанные в уведомлении место и время, то он обязательно должен сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия.
Несоблюдение данного правила влечет наложение административного штрафа (ст. 23.1 и 23.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Рекомендации адвоката
Организации следует проинструктировать вызываемых работников. Каждый работник должен давать объяснения только по вопросам, относящимся к предмету проверки, к его должностным обязанностям. Если работник не знает, что можно говорить, лучше сказать: «Сейчас не могу ответить на заданный вопрос. Письменные пояснения представлю дополнительно». За такой ответ ни к какой ответственности привлечь нельзя.
Когда проверяющие не могут зайти на территорию организации и осмотреть ее помещения?
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), на территорию проверяемой организации для проведения проверки |*|.
* Информация о том, как законно минимизировать негативные последствия проверки
Однако это право возникает при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этой организации.
Справочно: в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, необходимо предъявить также иные документы, предусмотренные законодательством для допуска на объекты (например, распоряжение Президента Республики Беларусь и др.).
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (например, учредителей (собственников имущества) проверяемых организаций, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только:
– с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа;
– с участием понятых;
– при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.
Важно! Проверяющие в случае их недопущения на указанные территории или в помещения должны составить акт и указать в нем причины данного факта.
Акт подписывается в двустороннем порядке. При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.
Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемой организации либо иных объектов для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемой организацией (имеющимся у нее).
Важно! Контролирующий (надзорный) орган не вправе самостоятельно производить осмотр используемых проверяемой организацией для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов.
Такой осмотр производится только в присутствии представителя проверяемой организации, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица.
Если организация не может обеспечить присутствие материально ответственного лица (например, по причине болезни, отпуска и т.д.), то осмотр производится с участием работников проверяемой организации, определенных ее руководителем, и (или) не менее 2 понятых.
Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
Рекомендации адвоката
Проверяемые организации, их представители, участники контрольного обмера вправе отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.
Если проверяющие на законном основании не допускаются в помещение, то организации в акте следует указать, что в данном помещении нет документов бухгалтерского учета и что такие документы хранятся в бухгалтерии по другому адресу (указать адрес).
Личный досмотр, досмотр вещей, автомобилей
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при проведении проверки:
– проверять у представителей проверяемой организации документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;
– производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств – в случаях и порядке, установленных законодательными актами (п. 4 Положения № 510).
Как свидетельствует адвокатская практика, проверяющие часто нарушают нормы действующего законодательства, особенно в ходе внеплановых проверок |*|, при осмотре личных вещей сотрудников (сумочки, пакеты, автомобили и т.д.) проверяемой организации, так как не составляют акты личного досмотра.
* Вопросы, являющиеся объектом контроля при проведении внеплановой проверки
Нередко по результатам такого личного досмотра из личной сумочки (пакета) или автомобиля бухгалтера (продавца, кассира и т.д.) изымаются белорусские деньги, валюта, которые затем рассматриваются проверяющими как средства, не внесенные в кассу организации (реализация товара, оказание услуг за наличные денежные средства), или как принятие иностранной валюты в качестве платежного средства.
При этом инвентаризация товара (работ, услуг), которая могла бы подтвердить факт нарушения организацией приема наличных денег, не делается.
По результатам проверки составляется акт проверки, где отражается факт реализации товара за наличный расчет или принятия иностранной валюты в качестве платежного средства.
Как впоследствии выясняется, многие проверяемые не оказывали никакого противодействия незаконному поведению контролирующих органов только из-за того, что не знали своих прав.
Сформулируем основные правила, которые должны соблюдать проверяющие при проведении личного досмотра работника организации, досмотра его вещей, автомобиля.
Личный досмотр – это исключительная форма контрольного мероприятия, которая проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства.
В связи с этим:
1) проверяющие обязаны до начала проведения личного досмотра предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности, обеспечить доступ к осмотру транспортного средства. Только при отказе проверяющие могут начать процедуру личного досмотра, изъятия вещей, документов и т.д. Эта процедура проводится в присутствии понятых.
В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых;
2) при производстве личного досмотра запрещено досматривать лиц противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым;
3) по результатам досмотра обязательно должен быть составлен акт личного досмотра, досмотра находящихся при проверяемых вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно установленной форме.
Рекомендации адвоката
При изъятии личных денег, вещей без проведения вышеуказанной процедуры нужно писать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятые деньги – личные, а изъятие проведено с грубыми нарушениями законодательства.
От редакции:
Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (далее – БВ) (ст. 12.18 КоАП).
Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от 100 до 200 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.
Те же действия, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за вышеуказанное правонарушение, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций»).
Что вправе проверять исполнительные и распорядительные органы?
Указ № 510 утвердил перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее – перечень) |*|, в который входят в т.ч. исполнительные и распорядительные органы (п. 32 перечня).
* Порядок проведения Белгосстрахом камеральных проверок
Рассмотрим вопросы, которые вправе контролировать данные органы (см. таблицу).
Рекомендации адвоката
Специалисты органов, указанных в перечне, обязаны предъявить проверяемой организации служебные удостоверения и предписание на проведение проверки (п. 6 Положения № 510).
Для исполнительных и распорядительных органов и их служб исключения не предусмотрены. Следовательно, их специалисты при проверке также должны предъявить помимо служебных удостоверений предписание на проверку.
Если предписание отсутствует или в нем указаны для контроля иные вопросы, чем в п. 32 перечня (см. табл. на с. 73), то организация вправе отказать таким лицам в допуске на свою территорию |*|.
* Вопрос об особенностях проведения встречной проверки
От редакции:
При проведении контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) проверяющий (руководитель проверки) предъявляет служебное удостоверение и предписание на проведение проверки проверяемой организации или ее представителю после завершения такой проверки (такого оформления заказов).
Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки.
При проведении проверки обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ по результатам проверки (п. 33 Положения № 510).