Как проверяют?
Контрольный обмер на объектах строительства проводят, как правило, представители КГК с привлечением специалистов строительного профиля.
Справочно: участники контрольного обмера – представители застройщика, организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих функции заказчика в строительной деятельности (технического надзора), подрядной организации, проектной организации, участвующие в проведении контрольного обмера и подписании акта контрольного обмера.
Не позднее чем за 3 рабочих дня до начала контрольного обмера контролирующий (надзорный) орган обязан письменно известить участников контрольного обмера о времени и месте его проведения.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа.
Справочно: предписание на контрольный обмер не оформляется в случае проведения контрольного обмера в качестве одного из способов (методов) проведения проверки при наличии предписания на проведение проверки.
Проверяющий обязан:
– предъявить проверяемой организации служебное удостоверение, предписание на проведение проверки;
– внести необходимые сведения в журнал производства работ (книгу учета проверок).
Справочно: журнал является основным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество и условия производства строительных и иных специальных монтажных работ (далее – строительные работы). Он ведется на каждом объекте строительства.
При непредставлении (отсутствии) журнала производства работ (книги учета проверок) информация об этом указывается в акте (справке) проверки.
В журнал производства работ вносятся сведения о проведении проверки:
– обязательных для соблюдения требований ТНПА при строительстве (реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
– соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
Важно! Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в представленный журнал производства работ (книгу учета проверок), нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной*.
__________________
* Данная норма в настоящее время предусмотрена в подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Основная задача такой проверки – выяснить, не завысил ли подрядчик объемы и стоимость выполненных работ на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства).
Контрольный обмер производится путем:
1) инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования), осмотра;
2) сопоставления фактически выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств;
3) определения соответствия требованиям актов законодательства, в т.ч. обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов (п. 2 Положения № 510**).
__________________
** Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).
Что является объектом проверки?
Объектом проверки являются строительные объекты. Однако наибольший интерес у проверяющих вызывают объекты строительства, финансирование которых полностью либо частично осуществлялось за счет бюджетных и (или) приравненных в ним денежных средств. Именно они – зона повышенного риска для подрядчиков. Дело в том, что по «бюджетным» объектам действует строго установленный порядок ценообразования при выполнении строительных работ, в т.ч. обязательная необходимость подтверждения как фактических объемов выполненных работ, так и правильного определения их стоимости.
В частности, меры государственного ценового регулирования по «бюджетным» объектам предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Согласно ему Минстройархитектуры регулирует цены (тарифы) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве:
– объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов;
– жилых домов (исключение – финансируемые с использованием средств иностранных инвесторов).
Однако, несмотря на знание данного факта, подрядчики регулярно нарушают этот порядок.
Как следствие, контролирующие органы выявляют завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, которые для подрядчиков (а в определенных случаях и для их должностных лиц):
– несут значительные финансовые потери;
– влекут необходимость внесения изменений в регистры бухгалтерского и налогового учета.
Требования к оформлению и содержаниюакта по контрольному обмеру: на что обратить особое внимание?
Если по результатам проверки будут выявлены завышения объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ, то проверяющие составят акт. При отсутствии нарушений составляется справка.
И акт, и справка составляются не менее чем в 2 экземплярах.
Требования к содержанию и оформлению акта (справки) по контрольному обмеру изложены в гл. 8 Положения № 510. Рассмотрим некоторые из них (они могут понадобиться при подготовке возражений по акту проверки либо жалобы на решение по акту проверки в качестве аргументов).
1. В акте по контрольному обмеру факты нарушений, выявленные проверяющими, должны быть изложены ясно, точно и аргументированно.
Нельзя включать в акт:
– не подтвержденные документально факты и данные о деятельности проверяемой организации (п. 59 Положения № 510);
– неоговоренные исправления (п. 65 Положения № 510).
2. Проверяющий несет ответственность* за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также об установленных суммах вреда, указанных в акте проверки.
________________
* Пунктом 4 Указа № 376 определены штрафы в отношении должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, допустивших грубые нарушения требований к порядку организации и проведения проверок.
За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемой организации, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.
3. Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются:
– пояснительная записка;
– сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии);
– акты об отборе образцов (проб) и протоколы проведенных исследований (испытаний) и экспертиз – если в ходе проведения проверки проводился отбор образцов (проб).
Акты об отборе образцов (проб) должны быть подписаны не только проверяющим (руководителем проверки), но и проверяемой организацией (ее руководителем или при его отсутствии – представителем проверяемого субъекта) в день проведения отбора образцов (проб) (пп. 59, 63 Положения № 510).
4. Акт (справка) контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписывают участники контрольного обмера.
Сроки подписания акта и особенности его вручения
Акт контрольного обмера подписывают:
– проверяющий (руководитель проверки) – не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания.
Важно! Дата подписания проверяющим акта является датой составления акта (справки) контрольного обмера (п. 69 Положения № 510);
– проверяемая организация – после вручения этого акта (справки) ей под роспись.
Акт должен быть вручен в течение 2 рабочих дней со дня подписания акта проверяющим (не позже).
Важно! При наличии возражений по акту контрольного обмера проверяемая организация или ее представитель должны:
– сделать об этом запись перед своей подписью в акте;
– представить возражения в письменном виде не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (п. 71 Положения № 510).
Для исключения риска пропустить срок для подачи возражений по акту проверки рекомендуем организациям в обязательном порядке указывать дату подписания.
Иногда проверяемая организация принимает решение не подписывать акт контрольного обмера (в этом случае она вправе письменно изложить мотивы отказа от его подписания. – Прим. авт.).
Однако такое решение мало что меняет в результатах проверки. Акт проверки все равно будет вручен, только уже не лично под роспись, а заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному контролирующему органу месту нахождения организации (иного обязанного лица).
В этом случае организация (иное обязанное лицо) будет считаться надлежащим образом ознакомленной с результатами проверки, а акт – полученным по истечении 3 дней со дня направления.
Так что лучше направить усилия на подготовку возражений по акту контрольного обмера, если они имеются.
Ответственность за завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ
По таким нарушениям проверяющий в пределах своей компетенции может составить протокол об административном правонарушении, а соответствующий уполномоченный орган может вынести постановление по делу об административном правонарушении.
Напомним, что завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет штраф в размере от 10 до 40 базовых величин. Для юридического лица (за исключением бюджетных организаций) штраф составит до 150 % от суммы завышения (ч. 1 ст. 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Важно! Днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного обмера, считается день:
– вручения акта проверки проверяемой организации под роспись;
– направления акта проверяемой организации (п. 69 Положения № 510).
Кроме того, незаконное получение, нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а также использование средств указанных фондов с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 23 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Так, незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов влекут приостановление или ограничение финансирования расходов за счет средств указанных фондов либо взыскание в бесспорном порядке в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда полученных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты их получения по дату возмещения (взыскания).
В случае добровольного возмещения незаконно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов проценты начисляются в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь на дату их уплаты за каждый день с даты их получения по дату уплаты.
Таким образом, проценты за пользование бюджетными средствами являются для организации-подрядчика штрафными санкциями, уплачиваемыми в бюджет Республики Беларусь.
При этом проценты за пользование бюджетными средствами не квалифицируются как штрафные санкции, уплачиваемые за нарушение условий хозяйственных договоров.
Денежные средства за невыполненные работы придется вернуть, а налоговую базу откорректировать
Штрафные санкции уплачиваются подрядчиком в совокупности с возвратом денежных средств, ранее полученных от заказчика за невыполненные объемы строительных работ.
Иными словами, снятие (уменьшение) объемов работ подрядчика фактически является для него уменьшением стоимости ранее выполненных строительных работ.
При решении вопроса о необходимости корректировки налоговых баз по соответствующим объектам налогообложения (в т.ч. налоговой базы по налогу при УСН) прежде всего необходимо определить, чем является уменьшение объемов выполненных строительных работ по результатам контрольного обмера, и, как следствие, уменьшение их стоимости, которая возвращается подрядчиком заказчику:
– уменьшением стоимости ранее выполненных работ, т.е. так называемым изменением учетной оценки;
– мерой ответственности подрядчика, т.е. аналогом штрафных санкций.
Именно от правовой квалификации возвращаемых по результатам контрольного обмера денежных средств и будет зависеть решение вопроса о корректировке ранее исчисленных налогов и (или) сборов.
Определение завышения стоимости строительства для бюджетных объектов строительства в настоящее время содержится в постановлении Минстройархитектуры Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (далее – постановление № 12).
С целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в т.ч. соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
– стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком (подп. 1.1.1 п. 1 постановления № 12);
– не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями (подп. 1.1.2 п. 1 постановления № 12);
– фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные (подп. 1.1.3 п. 1 постановления № 12).
Исходя из изложенного завышение может выражаться как в завышении просто стоимости выполненных строительных работ, так и в завышении физического объема выполненных работ. Соответственно порядок корректировки хозяйственных операций в учете организации в вышеуказанных случаях будет разным.