В 2017 г. среди контролирующих (надзорных) органов стала широко использоваться следующая практика проведения проверок. Звонят в организацию и просят написать заявление о проведении проверки, обещая, что проверка будет носить профилактический характер и по ее результатам санкций не будет. На самом деле происходит все наоборот. Приходят, находят нарушения, многие по формальному признаку, и выставляют штрафы по максимуму.
Правомерны ли такие просьбы со стороны контролирующих (надзорных) органов?
Неправомерны.
Контролирующие органы не могут просто так прийти и провести проверку деятельности предприятия. Проверка может быть проведена лишь по основаниям, которые определены в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Одно из них – назначение внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта (абз. 13 подп. 9.2 п. 9 Указа № 510).
Понятно, что заявление должно быть написано добровольно и осознанно, так как контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов, а также служебную этику.
Следовательно, отказ директора от написания заявления не может и не должен влечь для организации никаких санкций и иных негативных последствий со стороны контролирующего органа.
От редакции:
Надо помнить, что Указ № 510 содержит много оснований назначения как плановых, так и внеплановых проверок. Поэтому отказ в написании заявления о проведении проверки по инициативе субъекта не означает, что проверка не может быть назначена и проведена по иным основаниям.
Директор написал заявление о проведении внеплановой проверки, указав, что просит проверить деятельность организации по взаимоотношениям лишь с двумя контрагентами. Придя на проверку, проверяющие сделали запись в книге проверок о проведении проверки не по основанию подп. 9.2 п. 9 Указа № 510 (назначение внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта) |*|, а по основанию подп. 9.1 этого Указа (наличие у контролирующих органов информации о нарушениях законодательства).
* Правила и особенности проверок, проводимых профсоюзными организациями
1. Как в этом случае организации опротестовать действия проверяющих?
Признать проверку незаконной, если не истекли установленные для обжалования сроки.
Обязательными условиями проведения проверки являются:
– внесение контролирующим (надзорным) органом до проведения проверки сведений о ее проведении в книгу учета проверок (п. 14 Указа № 510);
– представление проверяемому предписания на проведение проверки (п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510; далее – Положение № 510).
А потому считается, что с даты ознакомления с предписанием, с даты внесения сведений в книгу организация знает основания проведения проверки.
Следовательно, увидев, что проверяющие указали в предписании и в книге учета проверок не то основание, которое должно быть, предприятие имеет право обжаловать начало проверки, например, признав ее незаконной.
В силу п. 22 Указа № 510 нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) является основанием для признания проверки незаконной.
Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта. Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.
Заявление (жалобу) о признании проверки незаконной проверяемая организация может подать в течение 10 дней со дня начала проверки.
Важно! Пропуск этого срока является основанием для отказа в рассмотрении заявления (жалобы).
Контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа) рассматривает заявление (жалобу) в срок не позднее 10 дней со дня его получения.
Копия решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета госконтроля или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной.
Если организация получит отрицательное решение и не согласится с ним, то она вправе в 10-дневный срок со дня получения такого решения обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суде в соответствии с установленной подведомственностью.
Справочно: если организация не получила ответ в вышеуказанные сроки, то она вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суде со дня истечения сроков, установленных для рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной и направления ответа по ней.
Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа в суд не приостанавливают проведение проверки.
Таким образом, у организации есть всего 10 календарных (не рабочих!) дней с даты начала проверки, чтобы ее обжаловать. Если срок пропущен, ничего сделать нельзя, срок не восстанавливается. А потому надо очень внимательно и ответственно относиться к документам, которые оформляют проверяющие при проведении проверки.
2. В какой форме подается жалоба о признании проверки незаконной?
Форма заявления или жалобы о признании проверки незаконной законодательством не установлена. В то же время ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» определены требования к письменным обращениям юридических лиц. Они должны содержать:
– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которое направляет обращение;
– полное наименование юридического лица и его место нахождения;
– изложение сути обращения;
– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица |*|.
* Информация о вопросах, проверяемых в ходе внеплановой проверки
Проверяющие пришли на проверку по заявлению организации о проведении проверки по взаимоотношениям с конкретным контрагентом. В то же время в ходе проверки они попросили представить документы по хозяйственным операциям и с другими субъектами.
Вправе ли организация не давать документы, которые касаются субъектов хозяйствования, не указанных в заявлении на проверку?
Вправе, если эти вопросы отсутствуют в предписании на проверку.
Прежде всего надо смотреть, что написано в предписании о проведении проверки, потому что в нем в обязательном порядке указывается исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Если в предписании указано, что проверке подлежат вопросы, связанные с отношениями с конкретными контрагентами, то организация имеет законное право не давать документы, не относящиеся к предмету проверки. Основание – абз. 6 п. 6 Положения № 510: проверяющие вправе требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.
Если же в предписании в качестве основания проведения проверки указано заявление организации и не указано, что проверка проводится лишь по взаимоотношениям с определенным субъектом, а есть, например, запись «проверка финансово-хозяйственной деятельности за такой-то период», то тогда вы обязаны представлять проверяющим все документы, которые относятся к предмету проверки.
И конечно, организация может обжаловать начало проведения проверки, так как в заявлении о проведении проверки она не просила провести проверку всей своей хозяйственной деятельности.
Когда проверяющие могут не делать запись о проведении проверки в книге учета проверок?
Такие случаи прописаны в законодательстве.
Проверяющие могут не делать запись, если проводится проверка соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
В таком случае сведения о проведении проверки вносятся в журнал производства работ (часть третья п. 14 Указа № 510).
Также запись в книгу учета проверок не делается, если проверяемый субъект не находится по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения. В таком случае в предписании на проведение проверки производится соответствующая запись и копия предписания направляется проверяемому субъекту, лицам, имеющим полномочия представителя проверяемого субъекта, по почте по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства). При этом проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием по истечении 3 дней (календарных) со дня такого направления (п. 24-1 Положения № 510).
Запись в книге учета проверок не производится еще и в случае проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). При осуществлении такой проверки сведения вносятся в книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) (часть первая п. 14 Указа № 510) |*|.
Продолжение см.: «ГБ», 2017, № 48, с. 14.