Подходы к порядку использования поручительства останутся неизменными
Поручительство является одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которое преимущественно используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита |*|.
Порядок использования поручительства, а также лиц, которые могут выступать поручителями перед таможенными органами, определяет каждое государство – член ЕАЭС на уровне национального законодательства.
Подходы к порядку использования поручительства как одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов после вступления в силу ТК ЕАЭС останутся неизменными.
В республике поручительство, применяемое в таможенной сфере, регулируется:
– подп. 2.3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования» (далее – Указ № 319);
– Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (далее – Положение № 1374).
Согласно Указу № 319 поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов оформляется путем заключения между поручителем и таможней договора поручительства. Данный договор включает обязанность поручителя исполнить в полном объеме обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним такой обязанности, обеспеченной поручительством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем своей обязанности таможенный орган вправе взыскивать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании и (или) актами Президента Республики Беларусь.
К иным правоотношениям, вытекающим из договора поручительства, применяются нормы гражданского законодательства Республики Беларусь, установленные для данного вида договора.
В качестве поручителя перед таможенными органами выступают:
– банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет (ГТК);
– иные лица на условиях и в порядке, установленных Советом Министров, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Нормы, заложенные в Положении № 1374, будут применяться и после вступления в силу ТК ЕАЭС.
Кроме того, все заинтересованные субъекты хозяйствования на равных условиях, как и в настоящее время, смогут подавать в таможенный орган заявление о признании поручителем.
Напомним, что в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать лица при выполнении следующих условий:
1) осуществление деятельности не менее 3 лет со дня государственной регистрации (с учетом реорганизации при условии правопреемственности);
2) представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме:
– банковской гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, который ведет ГТК;
– денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет, открываемый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке для зачисления платежей в бюджет, контроль за которыми осуществляют таможенные органы;
3) отсутствие неисполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней на день подачи заявления о признании поручителем.
Таким образом, после вступления в силу ТК ЕАЭС изменений в законодательстве Республики Беларусь по использованию поручительства, а также изменения порядка признания лиц в качестве поручителя перед таможенными органами не произойдет.
После вступления в силу ТК ЕАЭС сфера применения поручительства расширится
После вступления в силу ТК ЕАЭС законодательством Республики Беларусь будет определяться и порядок предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (часть вторая п. 1 ст. 75 ТК ЕАЭС).
В рамках приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с положениями ТК ЕАЭС нормы, касающиеся порядка заключения договоров поручительства и включенные в Указ № 319, будут дополнены в части возможности использования поручительства для целей обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Такие договоры будут заключаться в том же порядке и на тех же условиях, что и договоры поручительства по обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов |*|.
* Информация о том, как можно подтвердить уплату таможенных платежей при транзите товара