Организация планирует разработать инструкцию по обращению с отходами производства.
Какой срок действия этой инструкции?
5 лет.
Разработанную и утвержденную инструкцию по обращению с отходами производства надо согласовать с соответствующим территориальным органом Минприроды.
После согласования инструкция действует в течение 5 лет. Данный срок исчисляется с даты, указанной в грифе согласования инструкции по обращению с отходами производства (п. 7 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами»; далее – Положение № 1104).
Как правило, этот гриф указывается на титульном листе инструкции по обращению с отходами производства и включает:
– слово «СОГЛАСОВАНО»;
– наименование органа согласования;
– должность лица, с которым согласовывается инструкция, его подпись и ее расшифровку;
– дату.
Гриф заверяется печатью органа согласования (территориального органа Минприроды).
Считаем необходимым обратить внимание организации на более важный для нее в настоящее время момент: она обязана представить разработанную инструкцию по обращению с отходами производства для согласования в течение 60 дней со дня ее государственной регистрации.
От редакции:
Нарушение данного срока влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (далее – БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (ч. 2 ст. 15.63 КоАП).
Эти штрафы не применяются в случаях нарушения требований законодательства об обращении с отходами в части выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
При невыполнении указанной обязанности на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо налагается штраф в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов (ч. 1 ст. 15.63 КоАП).
Надо ли организации по истечении 5-летнего срока утверждать новую инструкцию или происходит пролонгация «старой» инструкции?
Надо утверждать и согласовывать новую инструкцию.
Как мы уже отмечали выше, срок действия инструкции – 5 лет. То есть по истечении указанного срока пролонгация действующей инструкции не происходит. Организации необходимо разработать и утвердить новую инструкцию по обращению с отходами производства, а затем представить ее для согласования в территориальный орган Минприроды. Причем сделать это надо за месяц до истечения срока действия «старой» инструкции.
Данная обязанность вытекает из норм, определенных:
– подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З*. Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
_________________
* Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З).
– п. 7 Инструкции № 45*. Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами производства согласовывается соответствующим территориальным органом Минприроды в порядке, установленном Положением № 1104;
_________________
* Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
– п. 8 Положения № 1104. В случае истечения срока действия «старой» инструкции по обращению с отходами производства (5 лет со дня согласования) заявитель должен не позднее чем за 1 месяц до истечения этого срока обратиться в территориальный орган Минприроды для согласования новой инструкции |*|.
* Рекомендации о том, как следует организовать учет отходов производства в организации
Справочно: инструкцию согласовывают территориальные органы Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Если в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, согласование инструкций производится по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства (п. 2 Положения № 1104).
Для согласования инструкции необходимо представить документы, предусмотренные в п. 6.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Из абз. 8 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) следует, что не облагается экологическим налогом захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год.
Как действует эта льгота?
Для ее применения руководствуйтесь непосредственно наименованием отходов.
Норма НК, указанная в вопросе, действует в отношении конкретного наименования отхода, указанного в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов), – «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400) |*|.
* Вопрос о применении льготы по отходам производства, подобным отходам жизнедеятельности населения
Рассмотрим применение этой льготы на примере.
Пример. Варианты применения льготы, определенной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК
Вариант 1. У организации «А» образуются:
– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400), – 10 т в год;
– уличный и дворовый смет (код отхода 9120500) – 5 т в год;
– опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел – 15 % и более) (код отхода 1721102), – 1 т в год.
Общий объем отходов производства, подлежащих захоронению, составляет 16 т (10 + 5 + 1). Данное количество менее заявленного в НК предела (более 50 т).
Таким образом, организация «А» освобождается от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, соответствующих наименованию «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400), в количестве 10 т.
Вариант 2. У организации «А» образуются:
– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400), – 10 т в год;
– иные отходы производства – 45 т в год.
Общий объем отходов производства, подлежащих захоронению, составляет 55 т (10 + 45). Данное количество более заявленного НК предела (более 50 т).
В случае захоронения отходов производства общим объемом более 50 т в год освобождение от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, соответствующих наименованию «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400), НК не предусмотрено.
Во втором варианте организация не вправе применить льготу в отношении 10 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400).
Справочно: некоторые организации путают отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, с отходами жизнедеятельности населения, классифицируемыми кодом 9120100. Первые отходы являются отходами производства, вторые – отходами потребления (это отходы товаров и отходы упаковки).
Можно ли для применения льготы, предусмотренной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК, включать в общий объем отходов, подлежащих захоронению, отходы товаров и отходы упаковки?
Нельзя. Такие отходы не подлежат захоронению и не облагаются экологическим налогом.
Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки, а также перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».
Указ регламентирует сбор отходов товаров и отходов упаковки, которые являются отходами потребления и должны передаваться на использование и (или) обезвреживание. То есть законодательство об обращении с отходами не допускает в отношении таких отходов их захоронение. Кроме того, такие отходы не признаются объектами налогообложения, указанными в ст. 205 НК.
Соответственно организация для применения льготы, определенной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК, не вправе включать отходы товаров и отходы упаковки в общий объем отходов производства, подлежащих захоронению.
Справочно: захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
Использование отходов – применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.
Обезвреживание отходов – деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.
Отходы упаковки – отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь для постоянного размещения (пп. 4, 6, 12, 21-1 ст. 1 Закона № 271-З).
Окончание см.: «ГБ», 2018, № 6, с. 14.