5 (60). Организация использует в предпринимательской деятельности грузовой автомобиль. Амортизация по данному автомобилю, начисляемая исходя из срока полезного использования, составляет в настоящее время 86 % его амортизируемой стоимости. В то же время нормативный срок службы данного автомобиля истек. При его использовании организация не укладывается в утвержденную норму расхода топлива.
Может ли организация повысить норму расхода топлива на данный автомобиль как по изношенному автомобилю?
Может.
Нормативный срок службы объектов основных средств определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6).
При этом амортизация объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, начисляется исходя из выбранного срока полезного использования.
Срок полезного использования – ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности, который определяется при их приобретении каждым балансодержателем или собственником с соблюдением требований Инструкции № 37/18/6 (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.
Нижняя и верхняя границы диапазона срока полезного использования рассчитываются путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Комиссия вправе принимать сроки полезного использования объектов основных средств равными по величине нормативным срокам службы соответствующих объектов (п. 22 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, срок полезного использования в установленном порядке может быть принят больший, чем нормативный срок службы. В таком случае амортизационные отчисления |*| в порядке, определенном Инструкцией № 37/18/6, будут исчисляться определенное время и после истечения нормативного срока службы.
* Информация о том, что амортизация – это гибкий механизм регулирования затрат
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы в размере не более 8 % (подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141).
Следовательно, независимо от того, истек или нет срок полезного использования, организация может применить повышение нормы расхода топлива согласно подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141, поскольку по грузовому автомобилю организации истек нормативный срок службы.
Отметим, что, если организация будет применять одновременно несколько повышений (понижений) линейной нормы расхода топлива, нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).