С 1 января 2018 г. определено, что является грубым нарушением требований Указа № 510 со стороны контролирующих (надзорных) органов
К грубым нарушениям требований Указа № 510, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся:
• невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала) |*|;
• отсутствие оснований назначения проверки;
• превышение установленных сроков проведения проверки;
• проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
• требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
• отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;
• непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом № 510 (далее – Положение № 510).
При этом совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность (п. 23-1 Указа № 510).
Необходимо отметить, что многие из вышеприведенных нарушений были прописаны и в старой редакции Указа № 510, но не были сведены в единый перечень. Бесспорно, такое изложение нарушений в единой норме – возможность для проверяемых субъектов реально защитить себя от незаконных действий проверяющих. Полагаем, что при такой редакции вышестоящие инстанции и суды будут жестче относиться и давать оценку действиям проверяющих.
Появилось новое правовое последствие при выявлении грубых нарушений со стороны проверяемых
Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе обратиться в экономический суд области (г. Минска) с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами.
При принятии экономическим судом области (г. Минска) решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности ИП) собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица (физическое лицо, деятельность которого прекращена) вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица (ИП) только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) (п. 20 Указа № 510) |*|.
* Изменения, произошедшие с 1 января 2018 г. в порядке проведения проверок
Справочно: грубые нарушения законодательства о лицензировании установлены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, применительно к каждому лицензируемому виду деятельности.
В республике создается единая интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности
В разрабатываемой программе будут подсистемы «Планирование контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», «Учет результатов проверок и анализ осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В данную систему в централизованном порядке будут вноситься сведения по всем вопросам, касающимся проверок: сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев; регистрация предписаний на проведение проверок, результаты проверок и т.д.
Можем предположить, что такая система будет открыта для всех субъектов, что, конечно, поспособствует тому, что проверки будут открытыми и законными.
Введен запрет на привлечение к ответственности по результатам встречной проверки
Встречная проверка – метод (способ) проведения проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.
Наверное, каждый субъект сталкивался с ситуацией, когда к нему поступали письменные запросы о предоставлении сведений о контрагенте по сделкам, которые проводились ранее (иногда много лет тому назад). Чаще это связано с выявлением контролирующими органами факта осуществления контрагентом незаконных хозяйственных операций. Для субъекта хозяйствования это всегда волнительно, так как неизвестно, как такой запрос обернется против него. Доказательство тому – многочисленная негативная практика применения Указа № 488* в отношении добросовестных предприятий, работавших, как оказалось впоследствии, с лжепредпринимательскими структурами.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Указом № 510 четко закреплено, что контролирующие органы могут:
– либо истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
– либо, при необходимости, провести встречные проверки.
Встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта, в порядке, установленном п. 25 Положения № 510.
Так, проведение встречных проверок запрещено, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) не превышает:
– 250 базовых величин (далее – БВ) – на момент ее совершения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;
– 500 БВ – на момент ее совершения с иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь.
Это правило не применяется в случаях:
1) осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
2) установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства;
3) когда встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела.
Новацией является то, что с 2018 г. по результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются.
А потому не надо опасаться представлять проверяющим по их письменному запросу затребованные документы |*| и бояться встречных проверок, если вы действительно не участвовали в незаконной операции с вашим контрагентом.
* Информация о сроках хранения документов, в т.ч. при отсутствии налоговых проверок
Расширен перечень лиц, которые могут обжаловать результаты проверки
Ранее в рамках Указа № 510 правом обжалования решений по результатам проверок обладал только проверяемый субъект, интересы которого представлял его руководитель или лицо, уполномоченное руководителем на основании доверенности. В связи с этим не имели права обжаловать решения по акту проверки, например, участники общества, бывшие директора, бухгалтеры общества, несмотря на то что в акте проверки могло быть указано, что именно их виновными действиями допущены выявленные при проведении проверки нарушения. Это, конечно, не было демократично и либерально.
На сегодняшний день ситуация исправлена: п. 78 Положения № 510 установлено, что каждое лицо вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
Важно! Аналогичная норма содержится также в ст. 85 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть).
Однако она действует с 1 января 2017 г. (п. 29 Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»).
То есть заинтересованные лица могли обжаловать решения проверок уже с 2017 г., но только налоговых.
Таким образом, на сегодняшний день право обжалования решения по акту проверки предоставлено всем лицам независимо от того, работают они на данном предприятии или нет. Однако такие лица должны письменно мотивировать, как обжалуемое решение затрагивает их права и обязанности. В противном случае жалоба будет возвращена без рассмотрения.
В мораторий на проведение проверок внесены изменения
Как известно, существовал запрет на проведение проверок в течение 2 лет со дня государственной регистрации. Этим иногда пользовались недобросовестные субъекты: зарегистрировав предприятие и поработав 2 года с нарушением законодательства (например, с «финками»), они принимали решение о реорганизации, оставляя на «старом» предприятии долги, выводя на вновь созданное активы, и новое предприятие продолжало работать, не боясь проверок, еще 2 года.
Поэтому в данный порядок внесены коррективы. С 1 января 2018 г. 2-летний мораторий на проверки не действует:
– в отношении организаций, созданных в порядке реорганизации;
– в случаях присвоения учетного номера плательщика (УНП) обособленным подразделениям организаций, созданных в порядке реорганизации.
Полный перечень случаев, на которые распространяется 2-летний запрет на проведение проверок, содержится в п. 7 Указа № 510.
Однако это не означает, что в период моратория не могут назначаться внеплановые проверки. Основания назначения таких проверок и органы, которые могут их назначать, указаны в п. 8 Указа № 510 |*|.
* Комментарий к новой редакции Указа № 510
Например, это возможно:
– при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
– в рамках дополнительной проверки.
Отсутствие в 2018 г. выборочных проверок не означает мораторий на проверки
Как и ранее при плановых проверках, планы выборочных проверок формирует Комитет государственного контроля (далее – КГК) на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями сводных планов проверок.
Первый план выборочных проверок должен быть сформирован КГК на 1-е полугодие 2019 г. до 15 декабря 2018 г. (п. 13 Указа № 376*).
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).
Важно! Отсутствие в 2018 г. плана выборочных проверок не означает, что в этом году объявлен мораторий на проверки.
Контролирующие органы в данный период вправе проводить внеплановые проверки.
Выборочная проверка будет назначаться:
1) с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки.
Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки выполнения лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления деятельности по технической и (или) криптографической защите информации утверждены приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 03.03.2018 № 22.
Методика формирования системы риска утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43;
2) на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, свидетельствующей:
• о высокой степени риска нарушений законодательства:
• невозможности выявления и (или) устранения допущенных субъектом нарушений законодательства иными формами государственного контроля.
При назначении выборочной проверки контролирующий (надзорный) орган учитывает информацию, в т.ч.:
– представленную проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
– полученную в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
– полученную от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
– полученную от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица (п. 9 Указа № 510).
Установлены ограничения количества выборочных проверок
Не допускается проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года.
Однако проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.
Не допускается проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение 3 календарных лет как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) (п. 10 Указа № 510) |*|.
* Новации, произошедшие в проверках субъектов хозяйствования и их периодичности