Отсутствие состава административного правонарушения в отношении директора организации
Постановлением областного экономического суда прекращено дело об административном правонарушении в отношении гражданина Г. в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) |*|.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении, составленному налоговой инспекцией, гражданин Г., работающий директором ПУП, совершил административное правонарушение по ч. 1ст. 12.7 КоАП, выразившееся в нарушении правил и условий осуществления видов деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Гражданину Г. вменено инспекцией, что им в 2014–2015 гг. выполнялись работы, составляющие вид деятельности, на которые выдана лицензия, с применением огнезащитных составов, сведения о которых не указаны в лицензии (внесены в лицензию с 2016 г.).
Прекращая производство по административному делу в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, областной экономический суд пришел к следующим выводам:
1) гражданин Г., состоящий в трудовых отношениях с ПУП, от своего имени предпринимательскую деятельность по обеспечению пожарной безопасности, направленную на систематическое получение прибыли, не осуществлял;
2) основания для привлечения указанного гражданина, являющегося руководителем лицензиата ПУП, к административной ответственности не предусмотрены по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Ни диспозиция, ни санкция ч. 1 ст. 12.7 КоАП не содержат в качестве субъекта правонарушения должностное лицо.
По результатам обжалования налоговой инспекцией постановления областного экономического суда в Верховный Суд Республики Беларусь указанное постановление суда оставлено без изменения, а жалоба инспекции – без удовлетворения.
Справочно: предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере:
– от 10 до 50 базовых величин (далее – БВ);
– на индивидуального предпринимателя – от 10 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью;
– на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 12.7 КоАП).
Вина лица в совершении административного правонарушения не доказана
Постановлением областного суда прекращено дело об административном правонарушении в отношении гражданина Б. в связи с недоказанностью его виновности в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 23.21 КоАП – нарушении установленного порядка хранения и учета бланков строгой отчетности.
Справочно: нарушение должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их использования (в т.ч. хранения, учета) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 30 БВ (ч. 1 ст. 23.21 КоАП).
При рассмотрении дела об административном правонарушении |*| суд сделал вывод о недоказанности виновности Б. на основании его пояснений о том, что 14.04.2016 бланки строгой отчетности для ООО были получены исполняющим обязанности директора указанного предприятия гражданином Д.
В подтверждение передачи Д. полномочий по управлению ООО гражданин Б. представил суду копию приказа от 07.04.2016. Согласно приказу директор Б. назначает Д. исполняющим обязанности директора и возлагает на него должностные обязанности руководителя ООО с передачей в т.ч. бланков строгой отчетности. По мнению суда, при представлении этих документов ранее протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Б. не составлялся бы.
В связи с этим суд пришел к выводу о недоказанности виновности гражданина Б. во вменяемом ему нарушении установленного порядка хранения и учета бланков строгой отчетности.
По результатам обжалования налоговой инспекцией постановления районного суда в областной суд указанное постановление в отношении гражданина Б. оставлено без изменения, жалоба инспекции – без удовлетворения.
Вина организации в совершении административного правонарушения не доказана
Постановлением районного суда прекращено дело об административном правонарушении в отношении ООО в связи с недоказанностью виновности этого юридического лица в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 12.23 КоАП – хранении алкогольных напитков без сопроводительных документов.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному должностным лицом налоговой инспекции в отношении ООО, в кафе-пиццерии данное общество допустило хранение алкогольных напитков (водки и виски) на сумму 115 руб. без сопроводительных документов установленного образца, подтверждающих легальность их ввоза, приобретения, производства. Должностное лицо – администратор документы на обнаруженные алкогольные напитки в складском помещении кафепиццерии не представил.
В судебном заседании представитель ООО заявил, что на момент проведения проверки необходимые документы на алкогольную продукцию имелись, однако не были представлены ввиду их нахождения за пределами города, и предъявил товарно-транспортные накладные (ТТН).
Суд не принял во внимание доводы налоговой инспекции относительно того, что представленные спустя продолжительное время документы вызывают сомнение в их достоверности. Факт предъявления в судебном заседании ТТН, содержащих все необходимые реквизиты, а также объяснения работника ОБЭП, что представленные документы могут свидетельствовать о легальности ввоза, приобретения и хранения алкогольной продукции, по мнению суда, не вызывают сомнений в их подлинности |*|.
* Информация о том, как правильно оформить и обеспечить сохранность накладных на отгрузку товаров
По результатам обжалования налоговой инспекцией постановления районного суда в городской суд указанное постановление в отношении ООО оставлено без изменения, жалоба инспекции – без удовлетворения.
Справочно: ввоз в Республику Беларусь, перемещение по ее территории, хранение на ней индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками или специальными знаками и (или) без сопроводительных документов установленного образца, подтверждающих легальность их ввоза, приобретения, производства, а также торговля этими напитками влекут наложение штрафа в размере:
– от 50 до 100 БВ;
– на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от 200 до 500 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения (ч. 2 ст. 12.23 КоАП).
МНС отдает приоритет предупреждениям
Плательщикам следует учитывать, что МНС рекомендовал налоговым инспекциям при наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение впервые, применять предупреждение, если такой вид административного взыскания предусмотрен санкцией нормы, определяющей административную ответственность.
В то же время в процентном выражении административное взыскание в виде предупреждения по отношению к общему количеству примененных мер административной ответственности по составленным налоговыми органами протоколам составляет 3,8 %. Указанные цифры свидетельствуют о недостаточной практике применения предупреждения налоговыми инспекциями.
Поэтому МНС еще раз поручило налоговым инспекциям расширить практику применения административного взыскания в виде предупреждения по статьям КоАП, по которым налоговые органы вправе выносить постановления.
Важно! Если налоговая инспекция впервые привлекает должностных лиц организации (физических лиц, в т.ч. ИП) к административной ответственности, обращайте внимание инспекции, что в этом случае привлечение к ответственности осуществляется в виде предупреждения, а не административного штрафа.