Ситуация. Автошкола приобрела учебный автомобиль
Организация-автошкола приобрела легковой автомобиль для использования в практических занятиях по обучению управлению механическим транспортным средством при подготовке водителей категории «С».
Автомобиль необходимо оформить в ГАИ, а также установить дублирующие педали, для чего требуется командировка в другой город.
1. Как в бухгалтерском учете следует учитывать расходы на топливо, использованное при постановке автомобиля на учет в ГАИ и при командировке (для установки дублирующих педалей)?
2. Все ли нижеперечисленные затраты входят в первоначальную стоимость:
– покупная стоимость автомобиля;
– расходы, связанные с оформлением автомобиля в ГАИ и получением технического паспорта;
– командировочные расходы водителя для установки дублирующих педалей;
– стоимость установки дублирующих педалей;
– технический осмотр (ТО) автомобиля и государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении;
– 15-дневная обязательная страховка на автомобиль?
На увеличение стоимости основного средства относятся:
– покупная стоимость автомобиля;
– расходы, связанные с оформлением автомобиля в ГАИ;
– стоимость установки дублирующих педалей.
На увеличение стоимости основного средства относятся и такие расходы, как:
– топливо в пределах установленных норм расхода;
– командировочные расходы водителя для установки дублирующих педалей в пределах установленных норм.
В состав текущих затрат включаются:
– прохождение государственного ТО;
– обязательное страхование автомобиля.
Рассмотрим обоснование вышеизложенного ответа |*|.
Определение первоначальной стоимости приобретенного автомобиля
Организация в качестве основных средств принимает к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организация не предполагает отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (часть первая п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26; далее – Инструкция № 26).
Первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
• стоимость приобретения основных средств;
• стоимость таможенных сборов и пошлин;
• стоимость процентов по кредитам и займам;
• стоимость затрат по страхованию при доставке;
• стоимость затрат на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
• стоимость иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования (часть первая п. 10 Инструкции № 26).
Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, доставкой, установкой, монтажом и приведением их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.
Сформированная первоначальная стоимость основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 (п. 11 Инструкции № 26) |*|.
В ряде случаев первоначальная стоимость основных средств может изменяться, в т.ч. в случае реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ (п. 14 Инструкции № 26). Установка дублирующих педалей на учебном автомобиле является модернизацией.
Фактические затраты, связанные с модернизацией автомобиля, отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 60, 69, 70, 76 и других счетов. Суммы данных затрат, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 по окончании работ (п. 20 Инструкции № 26).
Что касается командировочных расходов водителя в целях установки дублирующих педалей, то учтите следующее. В тех случаях, когда командировочные расходы связаны непосредственно с приобретением основных средств (установкой дублирующих педалей), первоначальная стоимость таких объектов будет формироваться с учетом командировочных расходов. Важно в приказе на командировку четко прописать цель служебной поездки.
Аналогичный подход может быть применен и по учету израсходованного топлива для поездки в командировку.
Таким образом, если водитель направлен в командировку и ее целью является модернизация основного средства, то командировочные расходы, израсходованное топливо включаются в первоначальную стоимость основного средства.
В бухгалтерском учете будут иметь место следующие записи (см. табл. 1):
Учет расходов на содержание и эксплуатацию автомобиля
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20 Инструкции № 26) |*|.
В бухгалтерском учете будут иметь место следующие записи (см. табл. 2):
__________________________
* Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
** Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
*** Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (далее – НК).
Приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.06.2011 № 304-Ц утверждены Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ, услуг в организациях автомобильного транспорта Республики Беларусь.
С целью определения состава текущих расходов на содержание, обслуживание и эксплуатацию транспортных средств данными рекомендациями могут воспользоваться в т.ч. организации, не имеющие ведомственной подчиненности.