Пригодность шин к дальнейшей эксплуатации определяет комиссия, назначенная руководителем организации, которая принимает решение по результатам технической экспертизы и оформляет соответствующие документы |*|.
* Информация об эксплуатации автомобильных шин с учетом изменившейся нормативной базы
Шины, снятые с эксплуатации из-за местных повреждений (пробоев, сквозных и несквозных порезов и др.), подлежат ремонту. Ремонт шин может производиться на шиноремонтных участках организаций или на шиноремонтных заводах.
Важно! Для шин, прошедших ремонт местных повреждений покрышек, устанавливаются гарантийные нормы пробега.
Восстановительный ремонт шин
Восстановительному ремонту методом наложения нового протектора подлежат шины, снятые с эксплуатации вследствие износа рисунка протектора более предельно допустимого.
Справочно: запрещается эксплуатация шин, если шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее:
– для легковых автомобилей – 1,6 мм;
– грузовых автомобилей – 1,0 мм;
– автобусов – 2,0 мм.
Факт снятия шины с автомобиля подтверждается составлением акта о снятии шин с эксплуатации с заключением комиссии и обязательным указанием причины снятия шины с эксплуатации, или делается соответствующая отметка в карточке учета автомобильной шины. Снятые автомобильные шины передаются на склад.
Шины, сдаваемые на восстановление, направляют с сопроводительной ведомостью по форме, установленной в техническом кодексе установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденном приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 299-2011), в 2 экземплярах, один из которых после приема шин и определения класса восстановления шиноремонтная организация возвращает владельцу, сдавшему шины на восстановление (подп. 11.6 п. 11 ТКП 299-2011). Приоформлении сопроводительной ведомости владелец шины не определяет класс восстановления. Эта обязанность возлагается на шиноремонтную организацию. Учитывая данный факт, новая форма сопроводительной ведомости (приложение Р к ТКП 299-2011) по сравнению с ранее применявшейся формой не содержит графы «Класс восстановления».
Гарантийные сроки службы и эксплуатации шин
Гарантии изготовителей новых, восстановленных и прошедших ремонт местных повреждений шин определяются соответствующими стандартами или техническими условиями.
При выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей комиссия автотранспортной организации по учету и списанию шин устанавливает причины преждевременного выхода шин из строя, которые могут быть:
– производственными;
– эксплуатационными.
При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет акт рекламации на шину, не выдержавшую гарантийного пробега, установленного государственными стандартами (рекламационный акт), форма которого приведена в приложении Т к ТКП 299-2011. В нем указываются полный заводской номер шины, ее фактический пробег по спидометру и обнаруженные на ней дефекты. Шина, подлежащая рекламации, направляется изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины |*| и рекламационным актом.
* Информация о правилах заполнения карточек учета пробега шин
Важно! Рекламации на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены только в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин. Рекламации по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта.
Организация, получившая рекламацию, рассматривает ее и направляет владельцу шины один экземпляр результатов рассмотрения рекламации на шину, составленную по форме согласно приложению Ф к ТПК 299-2011.
При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение по форме, приведенной в приложении У к ТКП 299-2011, в котором указываются полный заводской номер шины, ее фактический пробег по спидометру и обнаруженные на ней дефекты, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя, для принятия соответствующих мер.
Справочно: эксплуатационными причинами преждевременного выхода из строя автомобильных шин являются:
– несоблюдение норм внутреннего давления воздуха в шинах и их перегрузка;
– неумелое вождение автомобиля;
– нерегулярное техническое обслуживание и ремонт шин;
– нарушение правил демонтажа и монтажа шин;
– дисбаланс колес;
– неисправности ходовой части и рулевого управления автомобиля.
Сбор и хранение списанных шин
Сбор и хранение списанных шин до направления их на утилизацию следует обеспечить на складе из легких конструкций с ограждением и защитой от атмосферных осадков, что предусмотрено Требованиями для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, утвержденными постановлением Минздрава Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190, и в соответствии с порядком сбора и хранения списанных шин согласно ГОСТ 8407 (разд. 13 ТКП 299-2011 «Сбор и хранение списанных шин»).
Изношенные шины относятся к III классу опасности (к умеренно опасным) и в классификаторе отходов имеют соответствующие наименования и коды, например:
– изношенные шины с металлокордом (код 5750201);
– изношенные шины с текстильным кордом (код 5750202);
– отходы шин с текстильным кордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750204);
– отходы шин с металлокордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750206).